Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века

Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная старообрядческая уральская икона «Господь Вседержитель» написана на сусальном золоте. Великолепный коллекционный экземпляр. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение. Размеры: 31х24,8 см. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века.
Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
«Спас Вседержитель», часто просто «Спаситель», или «Спас», – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», – возвещал Дух Божий через апостола Иоанна. Главный врач душ и тел, который ведает обо всем и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.
Рассматриваемое произведение является ярким памятником художественной и религиозной культуры указанного региона, в то же время, безусловно, подкупающим и своими художественными достоинствами и высоким уровнем исполнения.
Религиозное искусство Урала в 19 веке в целом представляло собой сложный симбиоз традиционной православной иконописи и старообрядческих писем, древней техники письма яичной темперой по левкасу и широкого распространения печатных массово-тиражных «бумажных» икон, причем фоном этому служила повышенная религиозность народных масс региона, вера в чудотворные обретения икон и исходящую от них особую благодать.
Известно, что в среде горнозаводского Урала начиная с восемнадцатого века особую популярность имели иконы Спасителя (Господа Вседержителя), пожертвованные кем-либо или переданные в храм и ставшие потом местночтимыми. Много было чудесно обретенных образов Спасителя в Ново-Усольске, Соликамске и других местах края. Можно сказать, что именно образ Господа Вседержителя лежал в основе христианского Космоса для уралчанина 19 века.
Соответственно, задача исполнения такой иконы накладывала на мастера особую ответственность и требовала от него проявления максимума своего искусства (как таланта, способности) и профессионализма.
Рассматриваемый памятник отмечает множество художественных достоинств и стиль, восходящий к стилю мастеров Богатыревых: это точный рисунок, выразительная и музыкальная линия, пышные, обильно прописанные твореным золотом складки еще по-барочному бравурных одежд, темновидное личное письмо с высветлением оживками в белизну. Рисунок энергичный, крепкий, уверенный, письмо плотное, корпусное, гладкое, композиция строго симметрична; красные описи и шрифты не просто стилистически соответствуют фигуративному изображению, но становятся полноправной и самостоятельной художественной деталью. Интересно, что направление движения благословляющей руки совпадает с направлением движения взгляда Спасителя, устремленным не вперед, перед собой, как это бывает на большинстве образов, но вверх, на Горнее Небо, к Богу Отцу и Святому Духу.
В целом, это изображение поражает своей энергией и духовной мощью, и мастерством создавшего его иконописца. Скорее всего, оно было написано по личному заказу, для индивидуального моления или для передачи в храм.
Икона представляет большой антикварно– коллекционный и может представлять музейный интерес, является культурной ценностью.