Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.   Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.
 
Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.   Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.
 
Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.   Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.
 
Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.  
 

Старинная старообрядческая икона Нерукотворный образ Спасителя с сюжетными клеймами. Россия, Ветка 19 век.

AR8251

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

376000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень редкая старообрядческая икона «Нерукотворный образ Спасителя», в типе «Спас на Убрусе», дополненная сюжетными клеймами: "исцеление апостолом Фаддеем царя Авгаря", "Образ Нерукотворный, замурованный в нише городской стены", "Плат Вероники". Икона в прекрасном коллекционном состоянии, произведена высокопрофессиональная реставрация. Икона регионального музейного уровня. Икона: дерево, грунт, темпера, фольга, золочение. Размер иконы: 53,5х44х3,9 см. На основании изучения технологических и художественных особенностей данной иконы была предложена следующая датировка: Россия, старообрядческие иконописные мастерские Ветки – Новозыбкова, XIX век. 

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Молитва перед иконой «Образ Спасителя Нерукотворный» – то есть непосредственно перед ликом Его, Который глядит на нас с образа, помогает спасению души нашей, наших близких, вразумляя каждым своим словом, пробуждая в нас Дух, о Котором сказано в Символе веры – главной молитве Божественной литургии: «8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном сспокланяема и сславима, глаголавшего пророки», на современном языке: «8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, Которому надлежит поклоняться и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, – говорившего через пророков». Молитва перед иконой Спасителя – величайшая ответственность, ведь Вы стоите, по сути, перед Божиими очами но, если обращаетесь от всего сердца, прилагая духовный труд, воля Его в ответ на моление помогает во всем: исцеляет душу и тело – чудотворные свойства образа известны с древних времен, еще от исцеления царя Авгаря, правителя Едессы. Но перед просьбой о помощи или для благодарственного обращения надо для начала прочесть перед Спасом молитву «Отче наш».



Перед нами памятник практически регионального музейного уровня, в художественном решении которого соединились сложное богословско-философское содержание и эстетика. Его можно считать просто квинтэссенцией художественно-символического мышления старообрядческой среды. Ведь здесь нет как таковых исключительно художественных приемов или случайных деталей; все, что представлено, имеет под собой определенную глубокую основу.
Так, иконописец нам показывает центральный лик Христа, который (благодаря преобладающий роли линейного рисунка и плотной непроницаемой для взгляда охре) смотрится одновременно и объемно, «реалистично», обозначая присутствие Царя Небесного в нашем мире, и как лишь знак, отпечаток, воспоминание о его реальном историческом пребывании на Земле. Изображение статично, как будто зафиксировано, остановлено во времени. Показательно (это черта старообрядческой иконы), что в нем подчеркнута не милующая, но взыскующая, скорбная, требовательная интонация.
Мастер намеренно делает акцент на кипенно-белом цвете плата (убруса) и отливающем, слепящем до белизны золотом цвете нимба (символизирующем неприродный, нетленный и нетварный «свет»), сливающегося с фоном, таким же, равномерно вызолоченным.
Крестчатый нимб образует четкая, уверенная, строгая линия, которая делает его самостоятельной художественной деталью, подчеркивает знаковую природу, напоминая о премудрости раннехристианских философов и строгой, лапидарной символике раннехристианского искусства. Данная подчеркнутая графичность вкупе с выразительными шрифтами заставляет вспомнить об особо развитом и чтимом в старообрядческих регионах искусстве рукописной книги.
Характерная деталь, как особенность индивидуального творческого мышления создавшего ее мастера, край плата возвышается полукругом над нимбом, образуя своеобразную сень. Этот же мотив полукружия повторяется и в характерном соединении линий, очерчивающих крылья и нимбы ангелов, и в центральном нижнем клейме, где изображено Явление Образа над каменной постройкой.
К иным индивидуальным, «почерковым» приемам создавшего данную икону автора следует отнести также:
- прием изображения Образа на ткани, причудливо связанной крупными тугими узлами по краям; - прием сочетания плоскостности материальной ткани и объемности и «живости» изображенного на ней Лика; - сочетание плоскостности и объемности форм, как бы затесняющих друг друга; - любовь к простым геометрическим орнаментам (рисунок плитки пола в первом клейме, кладки стен и створок ворот во втором, кольчуг воинов в третьем).
Письмо очень профессиональное, проникновенное, выразительное; безусловно, обладает художественными достоинствами. По технологии письма и обработки основы, по стилистике, колориту, иконографии, шрифтам, сохранности противоречий заявленным датировке и региону не вызывает.
Особо следует сказать и об иконографии нижнего ряда клейм:

Здесь помещены три сюжета:

Первое клеймо - исцеление апостолом Фаддеем царя Авгаря (принесение святого Убруса Авгарю).
византийский автор X в. Приводит об этом следующее предание: во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидит свои крестные муки, «пот капал с него, подобно каплям крови» (Лк. 22:44), тогда, взяв у одного из учеников кусок ткани, он вытер им ручейки пота, на котором тотчас отпечатался Его боговидный образ”.
После Вознесения Христа апостол Фома передал Нерукотворный образ апостолу Фаддею, которого он послал к Авгару во исполнение обещания Христа. При виде апостола, принесшего Убрус, Авгар мгновенно исцелился, возложив плат себе на голову, глаза и уста. Он изучил “отпечаток образа на льне” и поразился его чудотворной силе, а апостол Фаддей рассказал ему об “изображении без красок от пота”. Апостол Фаддей, совершив множество чудес и исцелив всех больных в Эдессе, крестил Авгара и его семью. Новокрещенный властитель Эдессы прославил Нерукотворный образ. Он прикрепил его к доске, украсил золотом, написав на образе слова: “Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет” и установил нерукотворный образ перед главными воротами города на том месте, где ранее находилась статуя почитаемого греческого божества. И каждый должен был поклониться “чудотворному образу Христа” как новому небесному покровителю града."

Второе клеймо – Образ, замурованный в нише городской стены (на вратах) Эдессы, спасший город от нашествия персов
Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке).

Третье клеймо -  "Плат Вероники" Благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского выражения vera icon (истинный образ).

Иконы подобного состава и иконографического типа встречаются редко. Данный памятник как произведение русской иконописи возрастом более 100 (ста) лет является культурной, исторической, научной и художественной ценностью и представляет антикварно-коллекционный и музейный интерес.

Молитва перед иконой Спаса Нерукотворного.
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Себе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Молитва Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь Образу Нерукотворному
Пречистому Образу Твоему по кланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже волею бо благоволил eси плотню взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.