Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Икона старинная «Святой евангелист Иоанн Богослов», покровитель журналистов, книгоиздателей и рыбаков. Россия XIX век.   Икона старинная «Святой евангелист Иоанн Богослов», покровитель журналистов, книгоиздателей и рыбаков. Россия XIX век.
 
Икона старинная «Святой евангелист Иоанн Богослов», покровитель журналистов, книгоиздателей и рыбаков. Россия XIX век.   Икона старинная «Святой евангелист Иоанн Богослов», покровитель журналистов, книгоиздателей и рыбаков. Россия XIX век.
 

Икона старинная «Святой евангелист Иоанн Богослов», покровитель журналистов, книгоиздателей и рыбаков. Россия XIX век.

AR7851

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная деревянная икона «Святой евангелист Иоанн Богослов». Дерево, грунт, темпера. Размер: 20х16,2х2,4см.  Икона написана в столичном регионе Российской Империи в первой половине XIX века. Икона без реставрации, прекрасное коллекционное состояние.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

На особое покровительство святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова могут надеяться те, чья работа связана с распространением информации: журналисты, редакторы, издатели, специалисты, занятые в сети Интернет. Молитва, обращенная через икону к святому Иоанну Богослову, поможет добиться успеха в профессии, стать популярным. Христианам святой Иоанн Богослов известен как апостол любви. Есть основания считать, что икона евангелиста поможет каждому человеку построить крепкую семью и обрести надежных друзей. Икона Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова защищает Вас и всех членов Вашей семьи от раздора, ссор и конфликтов. Она привлечет в Ваш дом хороших людей и не допустит в него тех, кто имеет злой умысел. Как покровитель рыбаков, святой Иоанн Богослов защищает их от несчастных случаев на воде, стихийных бедствий, награждает обильным уловом.



Иконография: Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии он изображается кротким, величественным и духоносным старцем; также, традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми (светлыми или каштановыми) волосами. Его обычные атрибуты – книга (Евангелие) или свиток (послания), орел (как символ евангелиста, одного из четырех зверей вокруг престола Божьего из Откровения), который порой изображался с пером или чернильницей в клюве. Также к часто используемым атрибутам Апостола Иоанна относится чаша, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда). Реже Апостола Иоанна изображают находящимся в котле с кипящим маслом, или в образе седобородого лысого старца. Но непременно - с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.
Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин.4:8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк.9:38-40; Лк.9:49-50, Лк.9:54-56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь.
Рассматриваемая икона относится к очень интересному периоду в области русского искусства и культуры в целом – к периоду позднего барокко или же рококо, т.е. к тому отрезку времени, который мы традиционно привыкли воспринимать как период расцвета светской, придворной, петербургской культуры, что вполне справедливо. Но в то же время необходимо не  забывать о том, во всех крупных дворцовых комплексах непременно находилась церковь, зачастую спроектированная тем же знаменитым архитектором, что и, например, парадные помещения. В большом количестве строились монастырские и городские храмы. Этот же период времени является периодом создания поражающих воображение человека пышных архитектурно – скульптурных золоченых иконостасов, в виде триумфальных арок и т.п.. Обязательно в их убранство включались и живописные изображения – именно религиозная живопись, оперирующая языком светского искусства Нового времени, но использующая его для достижения сугубо духовных целей.
Долгие годы подобного плана произведения оказывались вне внимания исследователей и только в последние годы стали издаваться тематические каталоги, статьи и т.п..  В целом же, русская иконопись первой четверти – первой половины 19 века представляет огромный интерес!
Специфический трехчетвертной разворот фигуры, подъем головы, направление взгляда и жестов – все говорит о том, что Иоанн показан в своем устремлении к Господу – возможно, перед нами как раз образ, раньше входивший в состав иконостаса.  Фигура евангелиста свободно расположена в условном пространстве, его образ исполнен телесного здоровья и красоты призванных отразить красоту и здоровье внутренние, душевные и духовные, а цвета одежд носят символическое значение. Исполнивший икону художник, подобно своим коллегам из западно – католического христианского мира, не позволяет себе отнестись к работе с небрежением и с равной тщательностью выписывает и показывает фактуру и складки тяжелого плаща и тончайшей рубахи, текстуру волос и кирпичной кладки, белизну листа бумажного свитка, коричневую кожаную обложку книги и золоченые накладки – замки на ней, анатомически верно пишет кисти рук и т.д. Икона написана на хорошем профессиональном уровне, соответствует художественному образу и вкусу своей эпохи, представляет художественный, исторический, культурный и антикварно – коллекционный интерес.