Старинная икона «Святитель Митрофан Воронежский». Покровитель Санкт-Петербурга. Россия, середина XIX века.
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная деревянная икона с образом прославленного русского святого Митрофана Воронежского Чудотворца и целителя. Икона написана в середине XIX века в центральной части Российской Империи. Икона: дерево, грунт, масло. Размер: 27,8х22,4х2,5 см. Отличное коллекционное состояние, икона без реставрации и иных вмешательств в авторскую живопись.
Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Святитель Митрофан является небесным покровителем Санкт-Петербурга. Иконы Митрофана Воронежского помогали и помогают исцелиться одержимым и расслабленным, а также людям с душевными и физическими недугами. Помогает в разных житейских трудностях Митрофан Воронежский, православная молитва ему помогает заботиться о будущем детей, о благосостоянии детей в обществе. Этому святому молятся о христианском милосердии, о добром характере власти и правительства, о благополучии в обществе, о помощи в нахождении работы, о создании своей семьи взрослых детей (дочери, сына).
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, приобрел известность как обличитель раскола. Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины, после которой на его гробнице стали происходить чудеса.
Святые мощи Митрофана Воронежского помогали исцелиться одержимым и расслабленным, а также людям с душевными и физическими недугами. Этому святому молятся о христианском милосердии, о добром характере власти и правительства, о благополучии в обществе, о помощи в нахождении работы, о создании своей семьи взрослых детей (дочери, сына).
Первое изображение святителя, по преданию, относится к 1830-му году. Изначально оно носило портретный характер, отсюда большая «живоподобность» этих образов. В рассматриваемом памятнике ощутима близость реалистическому провинциальному портрету 19 века, исполненному с большим тщанием, но художником - любителем. С традиционной иконой его сближает большая светоносность – свечение, исходящее от рук и лика святого, как бы рассеивающее темный фон вокруг. Так же, как в иконе, основной акцент здесь поставлен на изображении руки, сложенной в молитвенном благословении и преувеличенно огромных глазах святителя.
Общая интонация произведения - умильно – созерцательная. В произведении уже использована технология живописи, что сближает его с памятниками переходного типа, так называемыми иконами – картинами синодального периода. Возможно, оно было исполнено по цветному литографированному образцу.
Подлинные иконы Святителя Митрофана Воронежского, 19 века, встречаются относительно редко. Рассматриваемое произведение обладает исторической и культурной ценностью, имеет антикварно – коллекционный интерес.