Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.   Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.
 
Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.   Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.
 
Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.   Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.
 
Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.  
 

Старинная старообрядческая икона Святой Архангел Михаил с «крестьянскими богами». Россия, Поволжье, XIX век.

AR7752

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Большая старообрядческая старинная икона «Святой Архангел Михаил со святыми Власием, Модестом, Флором и Лавром». Дерево, ковчег, грунт, темпера, фольга, поталь. Размер: 80х63х3см.  Россия, Поволжье, XIX век. Икона без каких либо современных вмешательств в авторскую живопись. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.




Икона отличается «функциональным» подбором святых, имеющих особую благодать помогать крестьянину в его вседневных нуждах: Власий, Модест, Флор и Лавр  считаются так называемыми «скотьими богами».
Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в 4 веке на острове Крит. Он происходил из пастухов и не оставил это занятие, уже будучи епископом, поэтому его изображали в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев (Власия же всегда можно узнать по длинной заостренной бороде) . В житии Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том числе, связанные с домашним скотом. Поскольку память святого приходится на день зимнего солнцестояния (в народе его называли "спиридоньев поворот"), то его почитание было связано также с культом плодородия. Власий и Спиридон часто изображались вместе благословляющими стада. Именно так они представлены на храмовой иконе новгородской церкви Власия ХУ века. Мастер показал и "специализацию" святых: около - 4 Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас, а рядом с Власием - коровы и свиньи, поскольку в житии Власия есть эпизод, когда святой возвратил вдовице украденного у нее волками поросенка - "вепреца"- целым и невредимым.
Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали коневодам. Братья-близнецы, они жили в Иллирии во 2 веке и были каменотесами. Строя языческий храм, они обратили в христианство жреца, вернув зрение его сыну, в глаз которого попал осколок камня (в связи с этим их почитали и как целите лей). Сам храм святые посвятили Христу, водрузив в нем крест и отслужив службу, за что заживо были засыпаны землей. Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почитания их как покровителей коней, тем не менее, их культ, возникший на Балканах, имел именно такой оттенок, вероятно, под влиянием античной легенды о братьях Диоскурах. Святые пользовались общерусским почитанием.
Изображение Лавра сохранилось в росписях звенигородской церкви Успения на Городке начала 15 века, связываемых некоторыми исследователями с Андреем Рублевым.
Новгородцы любили в одной иконе изображать сразу нескольких святых помощников, собирая своеобразный их "пантеон". На провинциальной новгородской иконе 16 века иконописец представил сразу всех покровителей скотоводов. Есть на ней и Чудо о Флоре и Лавре, и благословение скота Власием и Модестом. Модест к 16 столетию заменил Спиридона в его патрональных функциях. На Руси его часто называли Медостом.
Святой Модест по преданию был Иерусалимским архиепископом.
Его житие, известное в различных версиях, во многом напоминает житие Власия (также был пастухом и прославился исцелением скота). Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков, был казнен за отказ поклониться языческим богам, а память его отмечается 18 декабря (здесь и далее дни памяти святых даны по старому стилю) - близко к Спиридону. Иконы Модеста, где он изображался со скотом, были популярны на русском Севере очень долго.
Известно, что в 18 веке по специальному указу Синода они изымались как неканоничные.
Именно в русской иконографии с предельной наглядностью проявляется стремление народного сознания сблизить «функциональных» святых с наиболее почитаемыми «крестьянскими богами» - Св. Николаем Чудотворцем и Св.Михаилом. Так, в композиции “Чуда о Флоре и Лавре”, где Флор и Лавр — покровители коневодства — предстоят св. Михаилу, некоторые иконы этого сюжета имеют надпись: “Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру”. На иконе первой половины XVI в. из села Типиницы, собрания Русского музея, также  фигурирует и рогатый скот и изображены свв. Власий и Спиридоний. Важно отметить, что соответствующая иконная композиция представляет собой, по-видимому, чисто русское явление, причем связь Флора и Лавра со св. Михаилом, не находящая соответствия в житийной литературе, до сих пор не получила удовлетворительного объяснения. Между тем соединение Флора и Лавра с архангелом Михаилом на подобных иконах отвечает вполне обычной ассоциации этих святых с Николой, проявляющейся как в иконописи, так и в сельскохозяйственных обрядах.
Рассматриваемая икона отличается некоторой затесненностью пространства: изображенным в полный рост фигурам как бы не хватает места ни в высоту, ни в  ширину, и им также приходится усмирять размах жестов и движений, при этом в них остается некая манерность, сохраняющая традиции искусства строгановских мастеров еще 17-18 веков (см. позу Михаила, манеру рисунка и типы складок плащей, изображение облачков, внимательность в передаче узоров тканей одежд, изысканность в подборе цветов, пропорции фигуры Михаила Архангела, типы ликов и т.д.).
Таким образом, в рассматриваемой иконе мы имеем дело с попыткой синтеза местной, народной, слегка архаизирующей традиции со столичной культурной. Вероятнее всего, данная икона была исполнена на заказ, для личного индивидуального моления дома или в храме. Представляет художественный, культурной и антикварно – коллекционный интерес.