Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.   Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.
 
Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.   Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.
 
Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.   Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.
 

Редкая старинная икона Иерусалимская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.

AR7648

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Шикарная паломническая старинная икона Божией Матери Иерусалимской в бисерном окладе монастырской работы. Дерево, холст, грунт, масло; шитье бисером, стеклярусом и стразами. Размеры: 36х30 см.  На обороте надпись чернилами в виде оттиска овальной печати: "Благословение святой горы Елеонская женская община в Иерусалиме".  Святая земля, конец XIX – первая четверть XX веков.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Иерусалимской иконе Божией Матери молятся в моменты великой скорби и печали, помогает она в тяжелых жизненных ситуациях, когда человеком овладевает уныние. Икона Богородицы «Иерусалимская» почитается, как чудотворная, целительная, ей молятся об исцелении от многих телесных недугов. Наиболее действенной считается молитвенная просьба перед иконой об исцелении от слепоты, заболеваний глаз, паралича (расслабления), помогает молитва перед образом Иерусалимской Божией Матери остановить развитие эпидемий.



Икона представляет собой яркий образец культурного и художественного наследия зарубежных русских православных обителей и общин.  Как правило, эти предметы изготавливались в монастырских мастерских, имеющих ремесленно – кустарный характер, силами насельниц и послушниц. И одной из главных задач при изготовлении такого рода продукции был не собственно сбор денежных средств на нужды обители, а миссионерская задача. Сравнительно  небольшой размер и вес доски должны были облегчить распространение образов со Святой земли по всем уголкам православного мира. В подобном контексте оттиск печати на обороте доски с наименованием монастыря (реже – еще и автора – исполнителя) призван послужить своего рода «удостоверением» сконцентрированных здесь святости и благости самой земли Иерусалимской.
Ведь Елеонский женский монастырь в Иерусалиме, утвержденный в качестве Обители Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1906 году, расположен  в непосредственной близости от Гефсиманского сада, а также – от места тайного погребения Иоанна Предтечи и, кроме всего, в месте Вознесения Христова.  Именно об этих местах сказал современный поэт: «Там, на Елеонской горе молился Иисус перед казнью… Молился один на заре И сердце не знало боязни…».
Соответственно, среди изобразительной продукции, выпускаемой монастырскими мастерскими, наиболее любимым было изображение Богоматери Иерусалимской.
Благочестивое предание говорит, что этот образ написан св. евангелистом Лукой, здесь, в Гефсимании,  «в 15 год по Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо». Тот самый, первый, древний образ был сначала перенесен из Иерусалима в Константинополь, где он находился около 300 лет. В начале X столетия, когда руссы предприняли поход на Константинополь, Иерусалимская икона Богоматери была взята в Херсон. Впоследствии крестившийся здесь св. Владимир взял этот образ с собой в Киев. После же того, как христианскую веру приняли и новгородцы, великий русский князь в благословение им послал Иерусалимскую икону, и она более 400 лет оставалась в Новгородском Софийском соборе.
Когда в половине XVI столетия Новгород стал подвластным городом царя Иоанна Грозного, икона Иерусалимская перенесена была в Москву и здесь поставлена в Успенском соборе.
Во время нашествия французов в 1812 году этот образ был ими похищен и принесен в Париж, где и находится доныне в соборе Богоматери. В Успенском же соборе, за патриаршим местом хранится только точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях.
Среди других, наиболее известных списков Иерусалимской иконы в России, следует назвать чудотворный образ, находящийся в Кривоезерской пустыни Макарьевского  уезда Костромской губернии, и чудотворную Иерусалимскую икону в с. Измайлове, близ Москвы -  список с Иерусалимской иконы Богоматери, хранящейся в Московском Успенском соборе.
Иерусалимская икона Божьей Матери – образ Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения на Ваш дом, собственность. Сама икона относится к иконографическому типу Одигитрия («Путеводительница»). На ней сама Богородица изображена по пояс: одной рукой она удерживает Христа, находящегося в отроческом возрасте (т.н. Спаса Эммануила), второй указывает на Него. Но есть несколько интересных отличий от образа Одигитрии, которые явно указывают на то, что перед Вами икона Иерусалимской Божьей Матери:
•Зеркальность отображения типичному образу Богоматери "Одигитрия". Если на иконе Смоленской Божией Матери (и на большинстве Одигитрий) Пресвятая Дева держит Христа левой рукой, а указывает на Него правой, то на Иерусалимской иконе поворот тела Богородицы и положение её рук с Иисусом зеркальны Смоленскому образу.
•Направление взгляда Пречистой. На большинстве Одигитрий взгляд Богородицы и юного Христа направлен на зрителя, обращающегося к иконе. На Иерусалимском образе Богородицы Дева Мария смотрит на Иисуса. Взгляд Богомладенца также обращён на Богоматерь. (Но на некоторых списках иконы юный Иисус в образе Спаса Эммануила может принимать позу, характерную для Господа Вседержителя - правая рука в благословляющем
жесте, левая - сжимает свиток Священного Писания как символ Его проповеди.) – действительно, если мы мысленно продлим направления взглядов персонажей на нашей иконе, то они сойдутся в одной точке схода, не совпадающей с направлением молитвенного взора предстоящего.
По типу художественного решения рассматриваемая икона близка к так называемым «гефсиманским плащаницам» и иным паломническим реликвиям Святой Земли и представляет собой сочетание писанного красками  плоского образа Богоматери и Богомладенца с шитой бисерной ризой. Риза это накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (личного - лица и рук), для которых сделаны прорези; ризы, шитые бисером или жемчугом, назывались «жемчужной обнизью» и «бисерным шитьем».
Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». «Эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - „бисером многоценным“ - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые.
Рассматриваемая икона характеризуется народным началом, ярко проступающем в трактовке «личного», в миловидных округлых ликах, и большой лаконичностью в подборе орнаментов, их ритма  и цветовом построении композиции «ризы». Ритм крупный, мерный, все очень строго и в то же время – максимально четко передана идея сияния, пребывания в потоках света, и воспоминания о звездном небе, о красоте одежд священнослужителей, отголоски представлений о мозаичном украшении храма. Все это нашло свое отражение в рассматриваемом памятнике.
Икона  с большой степенью вероятности может быть датирована 1906-1914 годами, периодом расцвета обители, до наступления войн. Она имеет коллекционное, историческое и культурное значение, может представлять антикварно–коллекционный и музейный интерес.