Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века   Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века
 
Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века   Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века
 
Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века  
 

Коллекционная старинная икона Господь Вседержитель. Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века

AR7645

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная старообрядческая уральская  икона «Господь Вседержитель» написана на сусальном золоте. Великолепный коллекционный экземпляр. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение.  Размеры:  31х24,8 см.  Россия, Горнозаводской Урал, первая половина XIX века.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

«Спас Вседержитель», часто просто «Спаситель», или «Спас», – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», – возвещал Дух Божий через апостола Иоанна. Главный врач душ и тел, который ведает обо всем и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда. 



Рассматриваемое произведение является ярким памятником художественной и религиозной культуры указанного региона, в то же время, безусловно, подкупающим и своими художественными достоинствами и высоким уровнем исполнения.
Религиозное искусство Урала в 19 веке в целом представляло собой сложный симбиоз традиционной православной иконописи и старообрядческих писем, древней техники письма яичной темперой по левкасу и широкого распространения печатных массово-тиражных «бумажных» икон, причем фоном этому служила повышенная религиозность народных масс региона, вера в чудотворные обретения икон и исходящую от них особую благодать.
Известно, что в среде горнозаводского Урала начиная с восемнадцатого века особую популярность имели иконы Спасителя (Господа Вседержителя), пожертвованные кем-либо или переданные в храм и ставшие потом местночтимыми. Много было чудесно обретенных образов Спасителя в Ново-Усольске, Соликамске и других местах края. Можно сказать, что именно образ Господа Вседержителя лежал в основе христианского Космоса для уралчанина 19 века.
Соответственно, задача исполнения такой иконы накладывала на мастера особую ответственность и требовала от него проявления максимума своего искусства (как таланта, способности) и профессионализма.
Рассматриваемый памятник отмечает множество художественных достоинств и стиль, восходящий к стилю мастеров Богатыревых: это точный рисунок, выразительная и музыкальная линия, пышные, обильно прописанные твореным золотом складки еще по-барочному бравурных одежд, темновидное личное письмо с высветлением оживками в белизну. Рисунок энергичный, крепкий, уверенный, письмо плотное, корпусное, гладкое, композиция строго симметрична; красные описи и шрифты не просто стилистически соответствуют фигуративному изображению, но становятся полноправной и самостоятельной художественной деталью.  Интересно, что направление движения благословляющей руки совпадает с направлением движения взгляда Спасителя, устремленным не вперед, перед собой, как это бывает на большинстве образов, но вверх, на Горнее Небо, к Богу Отцу и Святому Духу.
В целом, это изображение поражает своей энергией и духовной мощью, и мастерством создавшего его иконописца.  Скорее всего, оно было написано по личному заказу, для индивидуального моления или для передачи в храм.
Икона представляет большой антикварно– коллекционный и может представлять музейный интерес, является культурной ценностью.