Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Спас Нерукотворный «Нерукотворный образ Христа или Спас на убрусе» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.   Старинная икона Спас Нерукотворный «Нерукотворный образ Христа или Спас на убрусе» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.
 
Старинная икона Спас Нерукотворный «Нерукотворный образ Христа или Спас на убрусе» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.   Старинная икона Спас Нерукотворный «Нерукотворный образ Христа или Спас на убрусе» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.
 

Старинная икона Спас Нерукотворный «Нерукотворный образ Христа или Спас на убрусе» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.

AR7583

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона Нерукотворный образ Христа из собрания М.В. Сурова. Россия XIX век. Краткое техническое описание. Размер: 17,8х11,3х1,6 см. Деревянная доска, прочная, без жучка, идеально ровная. Тонкая масляная миниатюрная живопись. Источник информации: М.В. Суров «Народная икона Вологодчины из личного собрания Михаила Сурова», страница 95.
Внимание! Каждому Покупателю старинных икон из коллекции М.В. Сурова – книга «Народная икона Вологодчины. Из собрания Михаила Сурова» - в подарок!
Молитва Нерукотворному образу совершается о прощении и отпущении грехов, об исцелении от недугов, о наставлении на путь праведный, о придании жизнанных духовных сил для борьбы с тяжелыми жизненными обстоятельствами. День 29 августа по новому стилю считается праздником иконы Спас Нерукостворный: в этот день состоялось перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Праздник таже именуют «Ореховый Спас».


Народная икона в понимании величайшего собирателя, коллекционера, патриота России, Михаила Васильевича Сурова – это икона, написанная народом и для народа, то есть икона, которую изготовили в крестьянской среде и которая была предназначена, которая бытовала в ней же.
Определение это емкое, простое и однозначно правильное, на наш взгляд, ведь история иконописания в России, озвученная на страницах Суровских книг, подтверждает этот вывод!
Михаил Суров был тем искренним ценителем и собирателем русской старины, который не просто старался сохранить самые различные предметы старины, но и хотел донести до людей свое удивительно остроумное, неожиданное видение исторических моментов, связанных с происхождением различных вещей, он имел свой собственный взгляд и на развитие общероссийской истории.
В трех из четырех своих замечательных книг он обращается к теме религиозных предметов, но лишь одну, заключительную книгу, Михаил Васильевич посвящает исключительно русской иконе, да еще какой – народной иконе Вологодчины!
Северный край всегда был богат на таланты, а потому в своих многочисленных поисковых экспедициях Суров и его помощники буквально спасают от забвения и гибели самые разные памятники религиозного искусства, которые затем перемещаются на страницы его книг.
Лучшие из икон народного письма Михаил Васильевич с удовольствием размещает в книге «Народная икона Вологодчины. Из собрания Михаила Сурова», тут перед читателем разворачивается завораживающее действо, настоящее таинство, хотя вернее было бы назвать эту книгу открытием для всей России, ведь именно Сурову по праву принадлежит роль человека, впервые и всерьез взявшегося за осмысление, пропаганду народных икон, за бережное и пристальное к ним отношение!
Книга «Народная икона Вологодчины» стала отправной точкой для многих собирателей старины, а вот серьезные коллекционеры, такие, как и сам Суров, несколько раньше поняли всю мощь и ценность яркого пласта крестьянского художественного творчества прошлых веков, именуемого народной иконой!
Сегодня за самобытной народной иконой буквально гоняются, стремятся купить в свою коллекцию и просто в домашний киот многие и многие увлеченные собиратели древностей и верующие люди: да, наступил Золотой век русской народной иконописи и стоит поторопиться, чтобы успеть приобщиться к нему!
Представленная Вашему вниманию малоформатная икона Спас Нерукотворный не зря помещена Суровым в свою книгу: икона бытовала на Вологодчине, там она и могла быть написана в далеком, теперь уже, XIX веке.
Образ Спаса Нерукотворного особо любим в народе, так как эта икона отражает не только лик Христа, но чудесное его появление на убрусе, полотенце, которым Христос обтер свое лицо.
Икона хоть и малого формата (увидеть в книге «Народная икона Вологодчины» этот образ Вы можете на странице 95), но великолепно, талантливо выполнена. Художник, как будто специально выполнил все второстепенные детали (фон, полотенце) условно, без подробностей, но лику Спасителя уделил предельное внимание, тонко, чутко и безупречно исполнив его.
Но народный художник, написавший Нерукотворный образ Спасителя, на самом деле, не так прост, как может показаться при рассмотрении фоновых и второстепенных фрагментов: посмотрите, как перекликаются тональности темно-оливкового фона и теней-складок на убрусе - этот мастер впечатляет своим умением рисовать, своим знанием природы светотени!
Лик Спасителя можно рассматривать бесконечно, подмечая все новые и новые детали в его написании. Поскольку икона мала по своему размеру, особенно интересно рассматривать фрагменты живописи иконы, лика Христа при помощи увеличительного стекла, которое раскрывает тайные приемы иконописца, филигранно и тонко выполнившего икону!
Плавные переходы цвета, легкий, чуть заметный румянец, бледный лоб, теневая проработка с отзвуком зеленого – на щеках волоски, прописанные не однотонными белильными штрихами, но разнотоновыми всплесками, выполненные тонко, с искоркой - глаза: лик выглядит буквально живым, объемным, но в то же время не оторванным ото своей основы - плата. И при всей этой тонкости, добротности письма – такая умышленно неряшливая, кривоватая подпись: вот она, настоящая народная икона во всем ее самобытном великолепии!
Рассмотрите икону Спас Нерукотворный на фото: иконная доска сделана из обычной, как бы сейчас сказал столяр, необрезной доски, задняя сторона, правда, обработана рубанком. По краю лицевой стороны иконы Вы увидите отверстия от гвоздей (несколько из гвоздиков так и остались торчать в толще иконы) – иконная доска потому так и выглядит, не особо точно подготовлена, неровно опилена, потому что изначально предполагалось образ разместить внутри глухого (без возможности открывания и возможности достать икону) застекленного киота. Икона, скорее всего, была обложена фольговым окладом (от которого гвозди и отверстия остались на образе), но за век бытования киот пришел в негодность, хотя именно ему можно быть благодарным за то, что икона превосходно сохранилась до наших дней!
Сегодня такие коллекционные иконы из известных собраний являются чрезвычайно интересными для настоящего ценителя икон, тем более, когда идет речь об иконе из собрания Михаила Васильевича Сурова!