Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная деревянная икона Чудо Георгия о змие «Святой великомученик Георгий Победоносец» из  коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.   Старинная деревянная икона Чудо Георгия о змие «Святой великомученик Георгий Победоносец» из  коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.
 
Старинная деревянная икона Чудо Георгия о змие «Святой великомученик Георгий Победоносец» из  коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.  
 

Старинная деревянная икона Чудо Георгия о змие «Святой великомученик Георгий Победоносец» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.

AR7581

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона Святой Георгий Победоносец из собрания М.В. Сурова. Россия XIX век. Краткое техническое описание.  Размер: 27,9х22,8х1,8 см. Деревянная доска, прочная, без жучка, с небольшим вертикальным изгибом. Две врезные встречные шпонки (верхняя шпонка сохранилась полностью). Темперная живопись по левкасу, в верхней части фона – по серебру. Источник информации: М.В. Суров «Народная икона Вологодчины из личного собрания Михаила Сурова», страница 81.
Внимание! Каждому Покупателю старинных икон из коллекции М.В. Сурова – книга «Народная икона Вологодчины. Из собрания Михаила Сурова» - в подарок!
Молитва Георгию Победоносцу совершается воинами, молятся ему  земледельцы и скотоводы, также иконе святого Георгия молитвенно обращаются о святом покровительстве мужчины с именами Георгий, Юрий, Егорий.  Образ Георгия всегда отождествлялся с победой над всяким злом и бедой, а потому ему молились и о защите от всяких напастей, от болезней. День Георгия Победоносца (день памяти святого Георгия Победоносца (Юрьев день)) отмечается дважды в год: весенний Юрьев день празднуется 6 мая, а осенний – 9 декабря по новому стилю.

Михаил Васильевич Суров стал для собирателей России и для увлеченных историей родного края, людей не просто интересным писателем, выпустившим четыре потрясающие книги о старине, но настоящим учителем, мудрым гуру, опытным наставником, добрым открытым собеседником!
Михаил Васильевич увлекся собирательством в 1975-м году и за сорок с лишним лет исколесил в поисках самых разнообразных старинных предметов всю Вологодскую область, выбирался и за ее пределы, исследуя обширную территорию, называемую величественно: Русский Север.
Суров – великий первооткрыватель, выдающийся коллекционер нашего времени, но человек этот никогда не замыкался на коллекционировании, открытая душа его всегда жаждала общения, он хотел поделиться своей радостью открытий с другими людьми и потому в 2001 году вышла его первая книга «Вологодчина: Невостребованная древность», уже давно ставшая библиографической редкостью, а следом вышли еще две прекрасно иллюстрированные книги, в каждой из которых Михаил Васильевич представил читателям множество направлений в своей коллекции, в каждом из которых есть, чему удивиться!
Но Суров не был бы Суровым, если бы не имел свой собственный, острый и остроумный взгляд на отдельные этапы в российской истории и часто – на всю историю России в целом. Являясь глубоким патриотом, он подчас напрочь отметает привычные научные формулировки, на основе своего опыта в исследовании прошлых времен делает диаметрально противоположные выводы, но что самое интересное – никогда не ограничивает фантазию читателя своими мыслями, наоборот, пробуждает желание не идти проторенным путем, а следовать своей интуиции, своим собственным умозаключениям!
Старинные прялки соседствуют в книгах Сурова с замками и ключами, а формы для выпечки пряников – с самоварами, есть тут и набилки - главный элемент ткацкого станка и старинная одежда, старинные книги, посуда, кухонная утварь… Но уже во второй книге «Вологодчина: Неизведанная Давность» Михаил Васильевич рассказывает с жаром о религиозных предметах, собранных им в родных краях: перед читателем возникают старинные бронзовые кресты, складни, иконы – Русский Север издавна принял в себя ревнителей старой веры, которые основали там многочисленные большие и малые поселения, занимались изготовлением медной пластики, столь заманчивой для сегодняшнего собирателя, для истинного ценителя старины.
Но самая большая любовь, искренняя привязанность, и конечно, душевное переживание у Михаила Васильевича Сурова были о старинной русской деревянной иконе, рассказ о которой он начинает в третьей книге, которую он назвал «Вологодчина: Неиссякаемая дивность».
Но четвертая, последняя книга мастера слова, душевного человека и искреннего приверженца старины была уже целиком посвящена только иконе – это книга «Народная икона Вологодчины. Из собрания Михаила Сурова», тысяча экземпляров которой мгновенно разошлись по рукам поклонников религиозной живописи!
Книга эта сама по себе удивительна, интересна, и прочитывается, впрочем, как и предыдущие издания, буквально за один присест!
Не какая-нибудь другая, а именно народная икона становится героем этой искрометной монографии и это отнюдь не случайно: Суров сделал шокирующее открытие, мгновенно поддержанное по всей России: народная икона есть настоящее искусство, искреннее, идущее от самого сердца, оно не просто заслуживает внимания, оно несправедливо было забыто, возможно, специально умалчивалось и не принималось наукой всерьез!
Сегодня народные иконы – желанные экспонаты российских и международных выставок, их разыскивают и покупают коллекционеры самого высокого уровня, они входят в музейные экспозиции, на основе их изучения защищают диссертации, выступают с научными докладами!
Суров по праву считается первооткрывателем, принесшим идею собирательства, сохранения народных икон, хотя самые опытные коллекционеры уже в те времена начали приобретать в коллекции интересные и самобытные «народные доски»!
Народная икона – это, по определению Сурова, икона, написанная в народе и для народа, вот так все просто и очень понятно, шокирующе просто, не правда ли?
Суров создает книгу «Народная икона Вологодчины», размещая там, безусловно, самые яркие и самые самобытные работы крестьянских иконописцев, которые наглядно иллюстрируют приведенное определение и отчетливо информируют сообщество исследователей и собирателей: народная икона это серьезно, народная икона это то, что необходимо кропотливо собирать и подвергать самому тщательному сбережению, стандартизации, изучению!
Перед Вами сейчас одна из икон, ярко и точно характеризующих народную живопись, икона святого Георгия Победоносца, бытовавшая на Вологодчине, найденная Суровым в одной из своих поисковых экспедиций.
В книге на странице 81, где приводится ее изображение, Михаил Васильевич демонстрирует целую плеяду подобных икон, вышедших из рук самобытных народных художников, которые есть днем пахари, а вечерами – иконописцы.
Человек, наделенный талантом, не мог сидеть спокойно, хотел развиваться в своем творчестве, искал ему применения. Он мог изготовить самостоятельно мебель, хозяйственный инвентарь, плотничал, столярничал, вырезал узоры и украшал росписью любые деревянные предметы. Но лишь икона давала ему возможность реализовать свои творческие амбиции полностью, открыть душу и порадовать своей работой и домочадцев и соседей, которые с радостью брали в дом такие незамысловатые, но искренние иконы!
Всмотритесь в икону Георгия Победоносца, внимательно рассмотрите ее! Простодушная, наивная, но именно самобытная, то есть талантливая, динамичная работа получилась у деревенского «богомаза»! Скачет по зеленой лужайке резвый конь, замахнулся всадник копьем в неведомого зверя – то ли в гадюку, то ли в огромного черного червяка с непомерно большой головой, а на заднем плане – робкая языческая царевна, спасенная Георгием от ненасытной твари. Сюжет явно упрощен, сведен к минимуму, но так уж принято было поступать, так было позволительно и понятно самому мастеру и окружающим людям, которым и было то главное, что лицезреть молодого и доброго воина, спасшего невинную девушку от напрасной и страшной гибели. Для них был важен сам факт справедливой и скорой расправы над злом, результатом которой становилась продолжающаяся жизнь невинной дочери языческого царя.
Динамику иконе придает и резвый подъем ноги белого скакуна и лужайка – ее нарочитая скругленность дает ощущение, что это и не лужайка вовсе, а фрагмент земного шара, вращающегося под ударами лошадиных копыт Небесного скауна. При очевидной простоте живописного исполнения виден талант, почерк автора, который знаком не понаслышке и с рисованием человеческих фигур и с изображением животных. Пусть лик Георгия прост, но все видят, что он – юноша, а не мужчина или старец, пусть конь рисуется контуром, заполненным однотонными белилами, но несколько резких, точно выверенных штрихов заставляют его скакать, выглядеть подвижным, живым!
Что же касается такого простого изображения злобного змея, то сам Михаил Васильевич отмечал стремление народных иконописцев Вологодчины изображать его в виде червяка или в образе большой гадюки. Наша версия может и не иметь научного подтверждения, но нам видится, что делали это умышленно: змей на иконе обозначал вселенское зло, так зачем ему уделять много внимания, зачем изображать ужасы, если в жизни их и так хватает? Достаточно было обозначить чудище неприятной извивающейся лентой с полудраконьей-полукрокодильей головой и довольно!
В целом икона смотрится очень гармонично, спокойно. В суровом северном краю, при ограниченных возможностях иконописцы часто придерживались таких колористических решений, создавая иконы, прекрасно вписывающиеся в скромный северный крестьянский интерьер.
От иконы веет внутренней гармонией, уверенностью: помощь придет, дракон будет повержен, царевна останется жива, а значит, цель в зрительском восприятии образа Георгия Победоносца достигнута автором, на наш взгляд, полностью!
Для многих собирателей иконы с историей, с провенансом сегодня особенно ценимы, впрочем, так было всегда. Прекрасное решение – купить подобную старинную икону из коллекции Михаила Васильевича Сурова, а что может быть лучше, если речь идет именно о народной, крестьянской иконе, бытовавшей многие годы, столетия на Вологодчине?