Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Икона «женской покровительницы» Старинная икона святая Параскева Пятница. Россия, начало XIX века.   Икона «женской покровительницы» Старинная икона святая Параскева Пятница. Россия, начало XIX века.
 
Икона «женской покровительницы» Старинная икона святая Параскева Пятница. Россия, начало XIX века.   Икона «женской покровительницы» Старинная икона святая Параскева Пятница. Россия, начало XIX века.
 

Икона «женской покровительницы» Старинная икона святая Параскева Пятница. Россия, начало XIX века.

AR7538

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона «Святая Параскева нареченная Пятницею с приписными святым Митрополитом Московским Петром и Святой Анастасией». Икона: дерево, левкас, масло, золочение. Размеры:  29,7х24,7х2,6 см. Россия, начало XIX века. Икона без каких либо современных вмешательств в авторскую живопись. Проведена исключительно расчистка от потемневшей олифы и многолетних загрязнений.  Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, охраняет семейное благополучие и счастье, считается помощницей в материнстве и женском здоровье. Святой молятся о даровании хорошего мужа и в супружеском бесплодии. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов, особенно от лихорадки, зубной и головной боли, в древности к ней обращались также в случаях дьявольского наваждения.  По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и животноводства. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли, также считается покровительницей портных.
Если к иконам Богородицы могут равно обращаться и женщины, и мужчины, то икона Параскевы Пятницы – истинно женская икона, с которой издревле связаны все самые потаенные сердечные женские и девичьи чаяния. С другой стороны, сложность почитания этой иконы связана с тем, что в славянском сознании образ христианки первых лет христианства крепко связан с почитанием языческого божества – богини Мокоши (Макоши), но это – славянские древние корни, обогатившие значение этого образа для русской христианской традиции. К святой Параскеве Пятнице обращаются со многими вопросами, касающимися домашнего хозяйства, ведения хозяйства, семейного благополучия, прежде всего, той сферы, которая зависит от женщины, а также торговли.
К святой Параскеве Пятнице обращаются за помощью в исцелении недугов – телесных и душевных, особенно при зубной боли и лихорадке, она по молитвам избавляет от сатанинского наваждения. Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Святая Параскева Пятница помогает в молитве о сохранении домашних животных, и вообще своего деревенского и сельского хозяйства. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся об избавлении скота от падежа.
Так же святой Параскеве Пятнице молятся о семейном благополучии и счастье. Девушки на выданье обращаются к ней с молитвой о скором и удачном замужестве, а затем – о заступничестве в браке.
Поскольку по субботам торговля в старину была запрещена, то в пятницу все миряне покупали то, что было потребно заранее. Потому её полагали еще покровительницей торгового дела так появились «Пятницкие ярмарки». В деревнях до сих пор ставят икону святой Параскевы Пятницы при колодцах, источниках, ключах, поскольку она считается покровительницей воды. До XX века икона святой Параскевы Пятницы ставилась в каждом православном доме.



Яркий образец стилистически — иконы переходного типа, от барокко к классицизму; оригинальным, российским, парафразом западного образца. В каком-то смысле изображение в среднике ближе всего подходит собственно к живописи (к картине), в то время как клейма остаются традиционно иконописными. Соответственно, в ней присутствуют все черты искусства нового времени — трехмерность, перспектива, пространственная глубина, зачатки представлений о световоздушной среде, реалистичность в трактовке пейзажа и одежд, совершенно земными соками и полнокровием жизни дышит облик самой юной святой; трансцендентность как категория отсутствует — заменена обозначением, деталями, указующими на присутствие здесь Божественного и Над-мирского (как бы его обозначающими).  
То есть, перед нами икона — религиозная картина, рассчитанная на бытование в интерьерах нового времени (дворцовых, усадебных) и содержащая в себе другой, в сравнении с более привычным нам византийским, вариант представления художника о красоте веры Христовой; о красоте всего, в чем живет  и  дышит Бог.
Уровень исполнения — высокий, профессиональный; это художник — иконописец если не столичного, то все же развитого крупного города.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет  антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.