Извините, предмет находится в частной коллекции — просмотр невозможен. Перейти к выбору товара

Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.   Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.
 
Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.   Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.
 
Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.  
 

Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.

AR7536

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная ковчежная икона «Cвятой Модест Иерусалимский». Икона: дерево, ковчег, левкас, темпера.  Размеры: 31х26,7х2,3  см. Русский Север, начало 18 века.  Икона расчищена от вековых загрязнений и черной олифы, живопись закреплена. Современных вмешательств в авторскую живопись нет.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святитель Модест Иерусалимский был родом из города Севастии Каппадокийской, расположенного в Малой Азии на границе с Арменией. Он управлял Иерусалимской Церковью в должности местоблюстителя патриаршей кафедры и в сложный период массовых гонений на христиан и христианство восстановил в Иерусалиме разрушенный Храм Гроба Господня и Вифлеемский храм Рождества Христова, а также отстроил многие  другие сожженные храмы святых мест Палестины. В 632 году святитель Модест был поставлен патриархом Иерусалимским. Он умер 18 декабря 634 года в возрасте 97 лет и был похоронен на Елеонской горе в Иерусалиме.
Святитель Модест – автор древнейшего Слова на Успение Божией Матери. Житие святителя, переведенное с греческих источников, вошло в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария и святителя Димитрия Ростовского. На Руси святитель Модест особо почитался как покровитель скотоводства – в народе сохранилась память о чуде исцеления скота.
Согласно традиции святитель Модест Иерусалимский изображается старцем в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони или саккосе, омофоре) и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке.
Память святителя отмечается Церковью 31 декабря (18 декабря по старому стилю) в день его блаженной кончины.
Иконопись Русского Севера отличалась от церковного искусства Центральной Руси, в первую очередь, преобладанием широкого круга народных памятников, связанных в большей степени с жизнью посада, нежели собора. Стилистически это немногоцветные, с преобладанием охры и белил, исполненные в несколько наивной манере изображения, плоскостные, в которых преобладают контуры и линия, а условные орнаменты (например, кресты на святительских одеждах) превращаются в такой же самостоятельный смысловой и художественный элемент, как и надписи. Фигуры имеют приземистые пропорции, но при этом занимают собой все пространство средника, так что зримо видно, как вырастает ввысь Святитель, стремясь буквально коснуться головой небес, откуда на него взирает умильным и милующим взором Господь. В то же время,  и изображение Нерукотворного Образа, и изображение святителя имеют общий типаж лика и они устремлены взглядами в одно и то же пространство — выходящее за пределы иконной доски, в мир человеческий и обыденный. В них нет экспрессии, внешнего надрыва и экстаза; эмоции, как и едва уловимое движение взгляда, потаены. Оживляют изображение лишь «света» - мелкие белильные штрихи. Цвета приглушенные, почти монохромные; ритм застылый. В этом произведении подспудно присутствует довольно много черт, роднящих его с народной культурой Севера. Однако в нем мы уже не встречаем примет мифологического сознания — после знаменитого Определения Святого Синода 1723-1725 гг. о том, что  "неуместно на иконах изображать Святого Модеста патриарха Иерусалимского со скотскими стадами", на их место пришла официальная, письменная, книжная мудрость — в виде текстов Слова.
Икона представляет собой яркий пример иконописи Русского Севера, имеет безусловный антикварный и коллекционный интерес, является культурной ценностью.