Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная антикварная икона Иверская Пресвятая Богородица «Вратарница». Россия, конец XIX века.   Старинная антикварная икона Иверская Пресвятая Богородица «Вратарница». Россия, конец XIX века.
 
Старинная антикварная икона Иверская Пресвятая Богородица «Вратарница». Россия, конец XIX века.   Старинная антикварная икона Иверская Пресвятая Богородица «Вратарница». Россия, конец XIX века.
 
Старинная антикварная икона Иверская Пресвятая Богородица «Вратарница». Россия, конец XIX века.  
 

Старинная антикварная икона Иверская Пресвятая Богородица «Вратарница». Россия, конец XIX века.

AR7303

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона «Богоматерь Иверская». Дерево, левкас, темпера, фольга, поталь. Размеры:  31х26,3х2,2 см. Россия, Владимирские села, конец XIX века.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Иверская икона Божьей Матери помогает в первую очередь раскаявшимся грешникам найти в себе силы и путь к покаянию, о них же молятся перед ней их близкие. Как и перед каждой чудотворной иконой, перед нею молятся об исцелении недугов душевных и телесных. Но прежде всего Богоматерь, явив человечеству свой Иверский образ, через него является Заступницей и Хранительницей своих земных уделов и дома, где почитают эту Её икону. Недаром еще одно название этого образа Портаитисса – Вратарница, чудесным образом предупреждавшая монахов Афона и весь мир об угрожающих планетарных событиях. Так что, если в доме есть этот образ, перед ним можно молиться о сохранении своего жилища от бедствий – пожара, потопа, нападения воров и пр.



Богоматерь Иверская это изображение Богоматери типа Одигитрии (Путеводительницы – одного из наиболее древних образов, по преданию, написанных евангелистом Лукой), в котором Богоматерь представлена почти фронтально, в легком трехчетвертном развороте корпуса, голова Девы Марии склоняется в младенцу Христу, сидящему строго и прямо к руке матери.
Икона Иверской Богоматери — одна из святынь Афона; места, которое почитается верующими как земной удел Богоматери, которому она обещала свое особое покровительство. На Афонской горе существует 20 больших монастырей и множество скитов и келий. Одной из крупнейших афонских обителей является Иверский монастырь, где и находится чудотворный образ Богоматери.  Согласно преданию, в IX веке, во времена иконоборчества, у одной благочестивой вдовы, жившей в Никее, хранилась икона Богоматери. По приказу императора Феофила икону должны были уничтожить. Ночью вдова с сыном отнесла икону к морю, чтобы пустить ее по воде и спасти от поругания. Сын вдовы впоследствии стал иноком Иверской обители и рассказал афонским пустынникам об иконе своей матери. Спустя почти сто лет, в 980 году, монахи Иверского монастыря увидели вечером огненный столп, возвышавшийся над иконой, плывшей по морским волнам.
Это был образ, когда-то принадлежавший никейской вдове, так как на правой щеке Пресвятой Девы остался шрам от удара мечом воина-иконоборца. Принесенную в монастырь икону поставили, по воле Богоматери, над монастырскими воротами и стали называть ее Портаитиссой (Вратарницей). Празднование иконе совершается 27 апреля. В 18 и 19 веках в России заказывали очень много списков с данного образа для вклада и дара в храмы и монастыри.
С иконы делали списки «в меру и подобие». Многие из них прославились чудесами. Причем, списки делали как для паломников на Афоне, где писали копии с Иверской, преимущественно, небольшого размера, так и во множестве местных, российских мастерских. Причем именно российская продукция отличалась едва ли не лучшим художественным качеством и тонкостью исполнения. С полным правом мы можем отнести это к рассматриваемой иконой – так, в данном памятнике ощутимо следование определенной традиции, уходящей корнями еще к строгановским горницам. Для исполнившего ее художника важно было проявить свое мастерство в линейном рисунке, поэтому он уделяет особенно внимание рисунку складок одежд; их разделке «белильными светами» и золотым ассистом; молчаливому диалогу жестов рук, который ведут между собой Богоматерь и младенец; намеренно архаизированному, темноличному письму, с древнерусскими реминисценциями в самих типах голов и ликов; в тонкой цветовой нюансировке и выразительности; пропорциям фигуры Богоматери, напоминающим о строении здания русской церкви.  По манере исполнения рассматриваемому предмету можно обнаружить значительное письмо в иконописи Владимирских сел рубежа 19-20 веков, в первую очередь, в предметах, изготовленных для продажи в Москве и области. Икона исполнена на достаточно хорошем профессиональном уровне. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является художественной ценностью, имеет антикварный и коллекционный интерес.