Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная полковая «военная» икона Спас Державный или Господь Вседержитель. Россия  1901 год.   Старинная полковая «военная» икона Спас Державный или Господь Вседержитель. Россия  1901 год.
 
Старинная полковая «военная» икона Спас Державный или Господь Вседержитель. Россия  1901 год.   Старинная полковая «военная» икона Спас Державный или Господь Вседержитель. Россия  1901 год.
 

Старинная полковая «военная» икона Спас Державный или Господь Вседержитель. Россия 1901 год.

AR7301

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная «полковая» икона, которую заказали и освятили в полковой церкви нижние чины Российской Императорской Армии в октябре 1901 года.  Икона написана в России в самом начале XX века в стиле «провинциального академизма».  Хорошая добротная икона, без каких либо вмешательств и реставрации. Размер: 30,8х26,1 см. На обороте памятная надпись, выполненная кем то из малограмотных нижних чинов: «1901 года Октября 12 Освящен Церкви … резервного Полка священник Лебедев принейже… Костромской губернии… ухгаменского уезда… д. Погорелова»

Икона с документом. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Иконе Спас Державный молятся о сохранении всех членов семьи, молятся о спасении. Икона Спас Державный – образ, которому можно доверять любые человеческие просьбы, беды, у которого просят помощи и защиты.

Вы можете сейчас купить старинную икону Спас Державный, которая обладает не просто притяжением художественной силы образа, но и уникальной судьбой, или, как сейчас принято говорить в среде собирателей древностей, провенансом, историей.
Аналойного размера икона, выполненная маслом, притягивает взгляд. То ли случайно, то ли специально Христос тут обладает особой завораживающей силой, есть в образе Спасителя характер, строгость, и одновременно – доброта, всепрощение…
Вроде бы, все просто: стандартный размер, привычный, для масляных икон конца девятнадцатого-начала двадцатого века, небесного цвета, фон, переходящий в светящееся сияние, стилизованный нимб…
Интересны пропорции изображения самого Спасителя, на поясной фигуре которого невольно задерживается взгляд, требующий пристального разглядывания, сравнения.
Удивляют пропорции, где голова Христа кажется меньше, чем должна быть, на ее фоне правая рука, сложенная в благословляющем жесте кажется излишне большой. Почему художник сделал пропорции такими? На наш взгляд, сделано это было не случайно, ведь по общему уровню живописи понятно, что перед нами работа опытного, талантливого иконописца.
Разгадка кроется, возможно, в желании сделать плоскостное изображение перспективным, а посему элементы, находящиеся на переднем плане должны быть крупнее, чем предметы, отстоящие вглубь композиции! И если рассматривать старинную икону Спас Державный именно в этом контексте, все сразу встает на свои места!
Но икона эта, как мы уже сказали, имеет свою особую историю, которая так ценится истинными собирателями древней русской православной религиозной живописи, коллекционерами икон. Стоит внимательно рассмотреть оборот иконы, чтобы понять: перед Вами сейчас удивительный образ Спасителя!
На задней стороне доски старинной иконы обычно процарапывали заказные надписи – мол, тот-то и тот-то заказал иконописцу изобразить такого-то и такого-то святого, часто имеются пометки насчет «ризы получеканной», загадочные  черточки и цифры…
Тут же Вы увидите надпись совершенно другого свойства – оказывается, написание образа Спаса Державного заказали военные – резервисты одного из воинских подразделений императорской армии в 1901 году, указан уезд, губерния и даже дата освящения образа священником – 12 октября 1901 года!
Военные из нижних чинов сложились и вскладчину обеспечили изготовление образа Спасителя, который стал для них общим, а значит, родным! Люди, которые стояли перед лицом смертельной опасности, которые терпели все тяготы и без того нелегкой, царской военной службы, боевые товарищи – они оставили о себе добрую память не только для тех, кто должен был занять их место в строю после демобилизации или гибели, но и для Вас – людей, живущих в нынешнем, XXI веке!
Получается, что кроме полной истории изготовления иконы мы еще и получаем наиточнейшую датировку – что может быть прекраснее для человека, который силится определить время написания той, или иной иконы, перерывает гору информации, а тут все на поверхности, все перед Вами!
Иконографический образ Спаса Вседержителя – центральный в христианском иконописании, а вот образ Спас Державный – тот редкий случай, когда многого сказать не удастся, этот извод и не част сам по себе, и не имеет четко очерченных временных границ, истории происхождения.
Наверное, поэтому иконы Спас Вседержитель и Спас Державный часто называют первым названием, но все же стоит поразмышлять над происхождением «державного» извода, попробовать понять, откуда могло происходить это изображение!
Наша версия сводится к следующему: Спас Вседержитель, или Пантократор – это образ Христа, представляющий его как Судию, Небесного Царя.
Но Христос Царь не только на Небе, но и на Земле, а, следовательно, как «Земному» Царю, Ему полагается иметь символы власти, коими являются Скипетр и Держава.
На разных иконах с изводом Спас Державный могут встречаться различные интерпретации композиции, на представленной Вам иконе есть еще один удивительный элемент, который призван, скорее всего, транслировать мысль о том, что Христос является именно Небесным Царем – это облако, которое поддерживает Скипетр и Державу.
И все же глубокий символизм иконы оценивается нами именно так – Господь есть Царь Небесный и Земной, Он повелевает и управляет всем, Он вершит судьбы, Он находится рядом с душами тех, кто живет и тех, кто уже отошел к Нему.
Что говорить, вдвойне прекрасно, когда старинная живописная икона заставляет не только любоваться ее красотой и помогает творить проникновенную молитву, но еще и предлагает пищу для ума, для неспешного душевного размышления!