Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Богоматерь Боголюбская Заступница с избранными святыми целителями и покровителями семьи и дома. Россия, Суздаль XVIII век.   Старинная икона Богоматерь Боголюбская Заступница с избранными святыми целителями и покровителями семьи и дома. Россия, Суздаль XVIII век.
 

Старинная икона Богоматерь Боголюбская Заступница с избранными святыми целителями и покровителями семьи и дома. Россия, Суздаль XVIII век.

AR7252

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная семейная икона Божья Матерь Боголюбская с избранными святыми целителями Пантелеимоном и Антипой и святыми покровителями семейного счастья Гурием, Самоном и Авивом. Икона: дерево, левкас, темпера, масло, фольга, поталь.  Икона на тонкой доске. Размеры:  17,7х15х1 см. Россия, «суздальские письма»,  XVIII век. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.


Иконография восходит к византийскому типу иконы Богоматери Агиосоритиссы-Заступницы. На Руси первая икона Богоматери Боголюбской была создана в 12 веке по заказу князя Андрея Боголюбского и хранилась в Боголюбовом монастыре (отсюда ее название). С 1160 г. почитание иконы широко распространилось и ее списки повторялись во множестве вариантов в разных русских землях. Богоматерь Боголюбскую стали изображать с припадающими к ней в молении святыми, в частности, с ростовскими чудотворцами. Часто набор изображаемых святых был патрональным и отражал пожелания заказчика — так, охотно изображали на иконах святых врачей и целителей и святых — покровителей во всевозможных житейских нуждах.
Изображенные на нашей иконе Святые мученики Гурий и Самон были священниками в области Эдессы около 303 года, и когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, они были обвинены в помощи христианам и пропаганде стойкости учения. Как гласит житие, представ перед правителем Антиохии Мусонием, святые произнесли следующие слова: «Мы не изменим единому Небесному Богу. Мы не променяем Его на изображение, сделанное человеческими руками. Мы поклоняемся Христу Богу, Который по Своей благости спас нас от греха. Он – наш свет, наш врач и наша жизнь». За что в последствии были подвергнуты жестоким мучениям. Когда стало известно об их казни, все население города поспешило к месту мученичества, чтобы взять драгоценные мощи и даже пыль, которая была пропитана их кровью. Во время погребения святых кадильный дым и благовония смешивались с псалмами и песнопениями, которые возносились во славу Господа, явившего Свою силу через твердость мучеников. 
Святой Авив служил диаконом во времена нового гонения на христиан (ок. 309). Он тайно обходил деревни в области Эдессы, чтобы собрать верующих в храм, прочитать им Священное Писание и побудить, не страшась гонителей, держаться истинной веры. Он также претерпел мученическую смерть и был погребе в могиле, где раньше уже были положены Гурий и Самон. От мощей святых мучеников совершилось множество чудес, а благодаря одному из них святые стали считаться споручниками чистых и нескверных супружеств. В более широком смысле они почитаются как покровители семейной жизни.
Святой Антипа поставлен был во епископа Пергамского святым Иоанном Богословом. В Апокалипсисе святого Иоанна Богослова Господь называет святого Антипу «верным свидетелем» (см. Откр. 2,13). Во время гонения он был схвачен как распространитель нового учения и сожжен в медном быке в храме Артемиды в 91 году. Мощи его первоначально покоились в Пергаме.  В житии святого Антипы повествуется, что священномученик, будучи ввергнут в раскаленного быка, долго молился о всем мире и о тех, которые будут поминать его при всякой болезни, а более всего при страдании зубной болью. Отсюда произошло древнее верование в исцеление от зубной боли по молитве к священномученику.
Таким образом, мы встречаем на нашей иконе двух Святых, имеющих особую благодать помогать в телесных немощах и скорбях — это Святой Антипа и святой целитель Пантелеймон, и двух охранителей семейной жизни. Это подбор, в общем-то, характерный как для индивидуальной заказной иконы, так и для так называемой «расхожей» - то есть, написанной в ориентации на известный памятник, возможно даже — созданный в государевых иконописных мастерских, но в более упрощенном варианте, в расчете на будущего широкого покупателя.
На изготовлении подобного плана икон исторически специализировались так называемые «суздальские мастера — иконники». Это термин собирательный, не обязательно относящийся напрямую к самому городу Суздалю, но подразумевающий весь Владимирский край в целом. И в первую очередь, такие знаменитые села, как Мстера, Палех и Холуй.  Когда-то еще во времена Древней Руси мы выделяли в качестве отдельного культурного, художественного и духовного центра Русских земель владимирские, суздальские и ростовские края, но не меньшее значение в качестве центра иконописания они обрели и в так называемое новое время», в 18 — 20 веках. В это время в творчестве местных мастеров происходит переход от традиционной иконописи к искусству «фрязи» и барокко, что ярко демонстрирует рассматриваемый памятник. Действительно, композиция, колорит и весь строй нашей иконы как будто пронизаны праздничным настроем барокко — об этом говорят и использование картуша, и изменившиеся пропорции фигур; легкие, как будто слегка танцующие позы и жесты, лишенные былой застылости; приходливый рисунок складок одежд; активное использование белил и золота, подчеркнутая орнаментация одежд, внимание к пейзажным элементам. А радостный, ликующий колорит, с его яркими вспышками пятен алого цвета в изображениях одежд  и — особенно — использование подрумянки как будто напротив, отсылают нас к ростово — суздальской традиции 13-15 веков.
Письмо бойкое, профессиональное -  данная икона представляет собой довольно редкий и хороший образец суздальских писем 18 века. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, имеет историческую ценность, представляет  антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.