Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редкая старинная икона Спас Благое Молчание или Ангел Великого Совета. Россия XIX век.   Редкая старинная икона Спас Благое Молчание или Ангел Великого Совета. Россия XIX век.
 
Редкая старинная икона Спас Благое Молчание или Ангел Великого Совета. Россия XIX век.   Редкая старинная икона Спас Благое Молчание или Ангел Великого Совета. Россия XIX век.
 
Редкая старинная икона Спас Благое Молчание или Ангел Великого Совета. Россия XIX век.  
 

Редкая старинная икона Спас Благое Молчание или Ангел Великого Совета. Россия XIX век.

AR7211

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная старообрядческая икона на дереве с редчайшей иконографией «Спас Благое Молчание». Икона: дерево, ковчег, левкас, паволока, темпера. Размеры: 30х24,5х3,1 см. Икона с документом.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».



Изображение Архангела занимает всю поверхность средника и как бы стремится выйти за пределы этого пространства – крыльям, тяжелым на взгляд и объемным, тесно в этих границах, так же верхней границей оказывается слегка «срезан» и звездчатый нимб.
В отличие от большинства других иконописных изображений рассматриваемого периода, Спас хотя и наследует древнерусской традиции, но не в самом распространенном типе «темновидных образов» - оно напротив, преисполнено Света и белого цвета.
Поэтому если говорить об исторических и стилистических ориентирах его создателя, то ими будут даже не диониссиевские иконы, а скорее, фрески Феофана Грека. Здесь мы встречаем ту же цветовую триаду с преобладанием земельных охристых и темно-зеленых оттенков и белил. Только здесь напрочь отсутствуют какие-либо элементы экспрессии – все очень статично и замкнуто, плоть мраморовидна, нет скользящих бликов света, да и притенений, нет игры складок и «ярости взоров» и т.д..
Подобная «тишина» проистекает из самой богословской концепции образа: иконографически перед нами изображение Иисуса Христа в типе Ангела Великого Совета – то есть, в виде юноши с длинными волосами, с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами.
Руки сложены крест накрест и приложены к груди. Нимб подобен восьмиконечной звезде (по типу нимба, который в русской иконе встречается только у изображений Господа Саваофа). Его образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца – Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Красный цвет символизирует божественность, в то время как черный и зеленый – непостижимость Творца. Белые одежды в целом могут быть интерпретированы как символ самой пречистой плоти Христовой, а шитые украшения на них - узы Христовы, кои были на нем, когда его, связанного. Вели к Каиафе и Пилату.
Ангел Великого Совета олицетворяет собой молчаливое смирение, с которым Сын Божий принял страдания и смерть; с другой стороны, это изображение соответствует словам из пророчества Исайи: «Он не закричит и не пожалуется, но глас его будет услышан на улице».
Подобной символической сложностью рассматриваемого изображения объясняется, в частности, его большая популярность в старообрядческой среде в 18-19 веках.
Икона исполнена профессиональным иконописцем – «старинщиком», на высоком профессиональном уровне. Подобного типа изображения на антикварном рынке встречаются редко. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет безусловный антикварный и коллекционный интерес.