Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святая Варвара и Святой Пророк Михей. Россия, Поволжье XIX век.   Старинная икона Святая Варвара и Святой Пророк Михей. Россия, Поволжье XIX век.
 

Старинная икона Святая Варвара и Святой Пророк Михей. Россия, Поволжье XIX век.

AR7208

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная деревянная икона Явление святого Пророка Михея святой великомученице Варваре. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, серебрение. Размеры: 16,8х13,5х2,1см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.

Святой пророк Михей был современником пророка Исаии - он предвидел бедствия, которые грозили при разрушении Израильского царства и при нашествии ассирийского царя Сеннахирима на Иудею. Кроме того, Пророку Михею принадлежит пророчество о рождении Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение от начала, от дней вечных… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих. 5: 4–5).
В религиозном искусстве пророк Михей по традиции изображается старцем, в синем хитоне, вишневом, охристом или коричневом гиматии, на ногах сандалии, в руках свиток. В византийском искусстве пророк Михей представлен на миниатюре 950 года из Ватиканской библиотеки в Риме. Более молодым пророк Михей изображен на миниатюре в Туринской части "Толкования на Книги пророков" Х века (Турин, Национальная библиотека). В иконописи пророк Михей помещен в пророческом ряду высоких иконостасов, например, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 год, ГРМ), собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502). Память пророка Михея приходится на 27 августа (14 августа по старому стилю).
В нашей иконе изображение Св. Пророка следует установившемуся иконографическому типу за исключением одной существенной детали, а именно — надписи на свитке. В нашем случае мы видим фрагмент текста недвусмыленно отсылающий к евангельским словам Христа: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5)и к редким символическим изображениям Спасителя, на которых лоза вырастает из ребра Христа и обвивает крест, а Христос отжимает гроздь в чашу, и написано "Пийте от нея вси...".
Таким образом, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения. С другой стороны превосходная виноградная лоза нуждается в уходе только за ветвями - Уход за ними Иисус Христос приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода – наказывает.
В нашей иконе появление именно этого фрагмента текста непосредственно связано с изображением потира в руках у великомученицы Варвары, ведь вместе оба этих атрибута в руках у святых обращены к расположенному над ними образу Господа на Небесах.
Варвара, дочь знатного язычника Диоскора, вопреки воле отца исповедовала христианство и тайно от него устроила храм в строившейся по его указу башне. Отец сам выдал дочь правителю города Илиополя, где они жили, и после того, как за отказ поклониться идолам ее подвергли пыткам, собственноручно отсек ей голову. На Руси Варвара стала особо почитаться после того, как в 1108 году дочь византийского императора Алексея Комнина Варвара, ставшая женой князя Михаила Изяславича, привезла в Киев мощи святой. В Москве ее культ особо распространился после того, как в 1533 году от иконы святой, находившейся в храме ее имени на Варварке в Китай-городе, произошло несколько чудотворений. Изображалась Варвара, как и Параскева — в красном мафории, а иногда в белом плате и венце, как на иконе XV века, происходящей из Углича и хранящейся в Третьяковской галерее. Часто одежды святой украшены драгоценными камнями — знак ее знатного происхождения. Житийные иконы Варвары встречаются довольно редко.
Великомученице Варваре Господь дал особый дар - молитвы и предстательства о последнем причастии, о «христианской кончине». Варвара - уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян - только священник. В православной иконографии только св.Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. По молитвам святой Варваре посылаются обильные врачевания, святой молятся также об умягчении родительского гнева и своеволия, о избавлении от уныния и печали.
Икона написана для личного, индивидуального моления, по индивидуальному заказу. На ней символически изображены разные испостаси молитвенного служения Господу — в виде своеобразного предстояния двух фигур: в фигуре пророка как бы зримо зарождается движение, он поднимает голову, устремляет вверх движение руки и взгляд, но даже этот потаенный порыв оказывается решительно сдержан — остановлен движением руки Варвары, протягивающей потир. Таким образом, пространственная цезура в центре оказывается лишена присутствия людей, но целиком отведена присутствию божественному — по центру иконы оказываются помещены лишь эти два символических атрибута, Свиток и Сосуд, как бы призывающие к остановке, размышлению и переосмыслению происходящего.
Сами святые как бы оттупают в стороны и уходят на второй план; их позы легки, фигуры, наследующие еще строгановским традициям, почти бесплотны, черты лиц мелкие, они как бы ускользают от внимания, зато ярко пылает алый цвет плаща мученицы, напоминающий о ее жертвенной кончине за Спасителя и множится бесконечно отражаемый от серебристых участков «нетварный свет».
В целом — уровень исполнения иконы крепкий, профессиональный, письмо уверенное, пропорции правильные. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.