Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона именная Святая Варвара и Пресвятая Богородица "Плачущая". Россия XIX век   Старинная икона именная Святая Варвара и Пресвятая Богородица "Плачущая". Россия XIX век
 
Старинная икона именная Святая Варвара и Пресвятая Богородица "Плачущая". Россия XIX век  
 

Старинная икона именная Святая Варвара и Пресвятая Богородица "Плачущая". Россия XIX век

AR7177

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная деревянная икона Святая Варвара и Плачущая Богородица. Икона написана в 19 веке на доске размером: 30х23,5 см. Икона без вмешательств, никаких поновлений – первозданная сохранность. Прекрасный подарок на именины для Варвары или девочки Вари. Икона именная св. Варвара.  Православная церковь празднует память великомученицы Варвары 17 декабря по новому стилю.
Святая Варвара  почитается как в православии, так и в католичестве. К ней обращаются в молитвах при смертельной опасности. Великомученице Варваре молятся от опасности принятия внезапной смерти без покаяния и причастия, ведь в христианстве подобное обстоятельство считалось наказанием, большим горем. Пресвятой Богородице именуемой «Плачущая» совершают молитву о спасении души, о ее благополучном препровождении в рай.

Перед Вами сейчас находится редкая икона из тех ярких и незабываемых старинных образов, что выпестовывались на территории Малороссии.
Малороссийские старинные деревянные иконы всегда отличаются особой трактовкой сюжетов, своим особенным стилем, сочными цветами, натурализмом. Возможно, этому способствовал и сам природный фактор: яркое солнце, манера одеваться, особый веселый и добрый нрав людей, населявших обширные территории от казачьих станиц Кубани и до Западных границ империи.
Порой тут рождались интереснейшие иконографические сюжеты, как например, этот, который с полной уверенностью можно именовать раритетом!
Если святую великомученицу Варвару хорошо знали и почитали не только в Малороссии, но и в Центральной России XIX века, то Богородица, именуемая «Плачущей» - это уже тот интересный и неизведанный духовно-художественный пласт, которому можно посвятить целое исследование, ведь ни в одном справочнике Вы не сумеете найти такое название иконографического извода с изображением Пречистой Девы!
Что же тогда это за икона, как она родилась, почему на ней изображены эти два образа, а не какие-либо другие? Давайте, попробуем рассуждать логически!
Святая Великомученица Варвара была почитаема теми, кто искренне не хотел умереть внезапно и при этом боялся принять смерть без покаяния. Нам видится, что изображение Богородицы «Плачущая» - не случайное, наоборот, очень созвучное образу святой Варвары! Ростовое изображение Богородицы, да еще и нарисованное вот так, когда Богородица в находится в повороте влево (Она как бы  «отвернулась» от Варвары, а не повернулась к ней, как это было бы логично изобразить и как обычно изображают святых, если их несколько на иконе!), как будто взято… из сцены иконографического извода «Распятие Христово с предстоящими», когда Мария как раз и находится справа от креста и ее положение в точности совпадает с приведенным на иконе, которую Вы сейчас рассматриваете!
Богородица скорбит о Сыне, но она знает, что Он, пострадав за людей, будет определен в Царствие Небесное, Она молится за Него, плачет о Нем!
В католической религиозной среде есть очень популярный апокриф, который построен на том месте в Евангелии, где говорится о стоянии Богородицы возле Креста, на котором был распят Христос. Западноевропейская средневековая живопись многократно обращалась к религиозным сюжетам и именно там существует множество изображений Плачущей Богородицы, известных под единым названием Mater Dolorosa! Более того, в малорусских стихах часто можно встретить упоминание о Плачущей Богородице, а источником тут могут быть, в том числе, и сказания, проникнувшие в Россию из Византии. Легендами о жемчужной траве и драгоценных предметах, происходивших из слез Богородицы была полна эта славная местность, так что вполне логичными выводами становятся наши предположения об изображении Богородицы на этой удивительной иконе!
Но даже в древнерусских былинах и сказаниях можно найти упоминания о Плачущей Богородице, так что этот образ, пусть и не выделенный в отчетливый отдельный иконографический тип, жил самостоятельно, и возможно, жил многие века!
Южные регионы России были подвержены исторически и географически влиянию католической культуры, а потому именно это влияние считается ключевым в деле формирования вот такого яркого и контрастного письма икон. И заметьте обязательно, что даже тут святая Великомученица Варвара и Пресвятая Богородица не несут на своем челе скорби, а скорее, улыбаются молящимся! В этом, на самом деле, видится нам великая сила духа православия, его южного мажорного течения, когда даже в грустных иконах иконописец находил возможность своим умелым художеством подать надежду, показать, что Господь милостив и обязательно за нас заступится, поможет, не даст душе отойти без покаянной молитвы, без прощения!

Святая Варвара великомученица, покровительница от внезапной смерти, родилась в третьем веке в Финикийском городе Илиополе, отец ее принадлежал к местной аристократии, состоял при дворе императора Максимиана. Отец (Диоскур) содержал дочь строго: девушку, отличавшуюся невиданной красотой, он содержал… в каменной башне, так отец хотел скрыть ее от посторонних глаз.
Но девушка не просто так отбывала свое наказание, именно тут, в башне, она поняла, созерцая окружающий мир из высокого окна, что есть Единый Создатель этой красоты.
Когда пришло время подумать о замужестве, отец разрешил дочери выходить в город, тут она и познакомилась с христианами и приняла крещение.
Отец не пощадил дочери, узнав о случившемся. Наказание было жестоким: святую Варвару бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, сам правитель города Мартиан разрешил отцу Варвары вершить над ней суд.
Святой великомученице Варваре отсекли голову, но и мучителей постигла справедливая кара: Диоскур и Мартиан были убиты и сожжены молнией.
Мощи святой в VI веке были перенесены в Константинополь, а в 1108 году дочь Византийского императора Варвара Комнина попросила у отца мощи святой великомученицы в дар, она как раз собиралась ехать в Киевскую Русь. Великий князь Святополк Изяславич, муж Варвары Комниной, основал Златоверхий мужской монастырь, в каменной новой церкви которого с почестями разместили святыню.
Левая рука святой Варвары была в семнадцатом столетии перенесена из Греции в город Луцк, где хранилась, как бесценная реликвия в храме Воздвижения Креста Господня.
В настоящее время мощи святой Варвары хранятся в Киеве, во Владимирском соборе.
Как видите, наши предварительные выводы о происхождении иконографии представленной иконы тесно переплетаются с историческими фактами, описывающими историю мощей святой Варвары, что делает этот красивый образ еще более интересным, окутанным рядом загадок и предположений. В любом случае, эта икона заслуживает самого пристального внимания со стороны людей верующих и тех, кто собирает очень редкие иконографические изводы старинных икон.