Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век   Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век
 
Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век   Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век
 
Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век   Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век
 
Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век  
 

Большое старинное деревянное Распятие Христово с предстоящей Богородицей. Россия XIX век

AR7173

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинный молельный комплекс состоящий из крупного старинного креста (высота 46,5см,  ширина 20 см, толщина 3 см), резной фигуры молящейся Богородицы (высота 32 см, ширина 13 см,  толщина 3 см) и старинного бронзового подсвечника (высота 7см). Все три предмета датированы XIX веком.
Распятию Христову и предстоящей ему, Пресвятой Богородице молятся о прощении людских грехов, о спасении души, но распятие Христово всегда подразумевает и то, что каждый верующий может помолиться о любых проблемах, терзающих его душу: попросить исцеления от болезней тела и духа, вымолить помощи в делах, обратиться за спасением от самой страшной беды. Полна душевной грусти эта композиция, но насколько она трогает душу и заставляет молящихся сосредоточить свое внимание на молитве, которая, безусловно, дойдет до Небес и получит отклик, давая всем утешение и надежду!

Резьба по дереву, да еще и с росписью – дело привычное для человека XVII или даже XVIII века, но вот такие предметы, которые Вы сейчас рассматриваете, пришедшие из века XIX-го, встречаются в исключительных случаях, они не традиционны и потому высоко ценятся настоящими коллекционерами-антикварами и верующими людьми. Крупный полуметровый крест Распятие Христово, украшенный резным четырехлучием, сохранил на себе не только тончайшую роспись, но и одно из орудий Страстей Христовых!
Видно, с какой любовью выполнил мастер и саму деревянную основу и миниатюрные живописные изображения, представив в верхнем луче креста Бога Саваофа, а в левом и правом – предстоящих Христу, святых.
Богородица, молитвенно сложившая руки, изображена в виде отдельно стоящей фигуры. Полны скорби глаза Ее, вся она в горе за Сына своего, но Он Воскреснет, открыв великий и правильный путь всем нам!
Рассмотрите лик Пресвятой Девы Марии, обратите внимание на тонкую живопись, которая делает изображение объемным, живым, как будто сейчас произойдет движение, что-то случится… Как удавалось древним мастерам достигать такого эффекта, не понятно, но трепетное пламя церковной свечи, зажженной перед этой старинной иконой и крестом создадут то необычайное настроение, при котором так сладко творить молитву, когда вполне уверен, что она обязательно будет услышана и помощь незамедлительно придет!
Откуда же могла появиться эта группа, этот домашний молельный набор? Нам видится, что он мог быть изготовлен по специальному заказу каким-нибудь очень верующим и при том совсем не бедным, человеком. Перед Вами предметы, выполненные, скорее всего, в единственном экземпляре, а потому стоит особенно внимательно к ним отнестись, понять, что вряд ли будет еще шанс стать обладателем таких старинных раритетов!
Только представьте себе: зимний вечер, за окном бесится вьюга, срывая с веток последние, чудом уцелевшие, давно почерневшие листья, кидая в стекло колючки крупных снежинок… Но в доме тепло: потрескивает березовыми дровами печка, стекла дрожат под ударами ветра и где-то ставень хлопает то по деревянной раме, то по стене. Неуютно, неспокойно в душе, то тревожит своя судьба, то о близких родственниках начинаешь думать…
Но лишь затеплится дрожащий на воске, огонек, разбрасывая вокруг себя лучики Небесного света, как в круге света вдруг оживут страницы православной истории, возникнет деревянный крест на округлой подставке, и лицо Богородицы озарится, станет мягче, теплее… И как не помолиться перед освещенным церковной свечой, крестом, когда напрочь уходит из мыслей вьюга и тревога: все будет хорошо, все наладится, исправится, все станет непременно лучше, чем есть сейчас!

Предметы деревянной пластики, которые сейчас находятся перед Вами, уникальны и неповторимы, но где искать корни этих антикварных деревянных скульптурно-живописных раритетов, где зарождалось подобное творчество, как развивалось оно, почему так мало похожих икон и крестов ныне можно обнаружить в продаже?
Лес – то чудо природы, которое на протяжении многих веков дарило человеку и тепло и кров. Дерево, как строительный материал и дерево как материал для многих необходимых хозяйственно-бытовых предметов, было всегда востребовано, к нему возвышенно и трепетно относился рачительный хозяин.
Конечно, первыми религиозными предметами, изготовленными людьми, были идолы, вот только практически ни один из них не дожил до наших дней.
Принятие христианства повлекло за собой закономерное перетекание применения дерева для новых обрядовых нужд. Резные нательные крестики, домашние киотные кресты, резные иконостасы, различные деревянные церковные скульптуры и украшения, изготавливавшиеся умельцами для древних храмов – все это прекрасное творчество радовало глаз и трогало душу молящихся и мастеров.
Материал для своих работ резчики и иконописцы подбирали особый, выдерживали дерево по нескольку лет, и лишь после этого приступали к работе. Для резных иконостасов применяли липу, которая благодаря природной мягкости давала возможность быстро изготавливать множество декоративных элементов, а вот для деревянной скульптуры резчик выбирал сосну – это дерево при резке давала гладкую, будто отполированную поверхность, практически готовую под роспись.
Появление на Руси объемной скульптуры из дерева связывают со временами Лжедмитрия и повышенного Польского влияния, как бы там ни было, объемная «круглая» скульптура быстро распространилась по храмам, особенное же почитание и уважение она получила на русском Севере, где издревле было огромное количество талантливых резчиков, с удовольствием взявшихся осваивать новое церковное творчество.
Однако в ходе борьбы с «латинянством», явным признаком которого считалась резная деревянная скульптура, многие уникальные памятники были безвозвратно утрачены. Сто лет прошло между первым и вторым указом Синода о запрете объемной деревянной резной скульптуры и только после 1832 года удалось «обуздать» этот творческий и такой интересный процесс…
Сейчас мы представляем Вам предметы, которые уже вполне укладываются в синодальные указы, но тем не менее, в полной мере показывают, что желание выйти за рамки привычных прямоугольных иконных форм у мастеров осталось, хотели они сделать предметы религии более объемными, оригинальными, как мы бы сейчас могли выразиться, более информативными и интерактивными.
Ведь сейчас перед Вами не икона в привычном ее виде и не резьба, а некое интересное смешение техник, некий симбиоз,  который в результате дает совершенно необычное ощущение от восприятия этих предметов, то есть задачу свою мастер и художник выполнил полностью, сохранив, с одной стороны, плоскостное художественное изображение и создав объем при помощи сложных форм, в границы которых это изображение было помещено!
Не устаешь восхищаться находчивости и удивительному творческому началу русских мастеров, удивитесь и Вы лаконичности, завершенности композиции и образов, сдержанности и в то же время, колористической наглядности, выразительности. Перед Вами не просто редкие предметы с более чем столетней историей, но предметы высокого художественного смысла и качества!