Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Уникальная старинная греческая икона Рождество и Сретение с избранными святыми. Греция XVIII век   Уникальная старинная греческая икона Рождество и Сретение с избранными святыми. Греция XVIII век
 
Уникальная старинная греческая икона Рождество и Сретение с избранными святыми. Греция XVIII век   Уникальная старинная греческая икона Рождество и Сретение с избранными святыми. Греция XVIII век
 
Уникальная старинная греческая икона Рождество и Сретение с избранными святыми. Греция XVIII век  
 

Уникальная старинная греческая икона Рождество и Сретение с избранными святыми. Греция XVIII век

AR7171

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона многочастная: «Рождество Христово, Сретенье Господне с избранными святыми». Святые в клеймах: Архангел Михаил, святой Пророк Илия, святой Николай Чудотворец, святой Георгий Победоносец, святой Симеон Столпник Дивногорец, святая Варвара, святой преподобный Стилиан Пафлагонянин, святой Мина, святой Димитрий Солунский, святой Христофор "Псеглавец", святой Харалампий, святой Афанасий Великий. Дерево, грунт, темпера, фольга, золочение. Размеры: 64х46х2,5 см. Греция, 18 век. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Рассматриваемое произведение обнаруживает все наиболее характерные черты греческой иконописи «позднего периода» - это и, в первую очередь, тяготение к иконостасоподобным композициям, когда на одной доске в несколько ярусов – регистров стремятся разместить сразу несколько значимых для заказчика и/или автора сцен и изображений отдельных святых, и преобладание горизонтальных форматов, активное использование обрамлений и разгранок; характерного типа архитектурные детали, широкое использование в цветовом решении разбеленных голубых и розовато – палевых тонов; специфические приземистые пропорции фигур с большими круглыми головами, характерный тип черт ликов, особая манера изображения конных всадников и кинокефалов (псеглавцев, последняя деталь – излюбленная для греков), и, конечно же, определенный подбор святых (в нашем случае это святители, мученики, ревнители чистоты веры, чистоты духа и телесной).
В целом же, как известно, после падения Константинополя в 1453 году главным центром греческой иконы оказалась столица острова Крит – Кандия, а после того, как в 1669 году Кандия была завоевана турками, произошло массовое переселение художников на Ионические острова, в Грецию, Южную Италию, Венецию, Патмос, Синай, Иерусалим. Кроме Крита иконопись развивалась так же и в Центральной и Северной Греции, в монастырях Афона, Метеорах, Янинах, Фессалии, Беотии, Македонии. В XV-XVI веках солуно-македонская школа стала ведущей в иконописи этого региона. Со второй половины XV века, после падения Фессалоник, многие художники начали работать на Афоне. Он стал еще одним крупным центром иконописи.
В связи с этим, выделяют два основных направления иконописи Крита: “in maniera latina” опирающееся на венецианскую готику и “in maniera greca” продолжающее традиции палеологовского стиля. По мере усиления контактов с мастерами из Ренессансной Италии, со знакомством местных мастеров с образцами западноевропейской гравюры, с творчеством испанских мастеров и, прежде всего, Эль Греко, в греческой иконописи происходят некоторые изменения – усиливается экспрессия, появляются новые виды иконографии, в частности, основанные на гравюрах Дюрера. Но в целом, местная иконопись остается все же консервативной, активно продолжают копироваться образы предыдущих столетий - в качестве даров для христианских правителей и для многочисленных паломников. В результате, даже в рассматриваемый период времени, в XVIII–XIX веках мастера всегда следовали канону, и даже при нововведениях сохранялась четко различимая основа византийской традиции.
В живописном отношении эти памятники выразительно отличаются от русских икон. В них запечатлелись этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью. Среди характерных черт  произведений –  несколько  наивная трактовка образов; их психологическая убедительность, «простосердечность» типов; повышенная объемность и округлость – как отражение силы духа персонажей вовне, отсутствие сложных ракурсов, жестов, движений. Колорит напоминает «иллюминацию» древних церковных книг и носит подчеркнуто праздничный, мажорный характер.
Письмо профессиональное, уверенное, гладкое – ничто не нарушает общего целостного состояния гармонии образа. В то же время – сохраняется вся традиционная символика.
Рассматриваемый памятник обладает коллекционной, антикварной ценностью, может представлять интерес для тематического музейного собрания; имеет художественную и культурную ценность.