Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Господь Вседержитель. Российская провинция XVIII век   Старинная икона Господь Вседержитель. Российская провинция XVIII век
 
Старинная икона Господь Вседержитель. Российская провинция XVIII век  
 

Старинная икона Господь Вседержитель. Российская провинция XVIII век

AR7169

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная деревянная икона с образом Господа Вседержителя написана в XVIII веке в российской провинции. Для написания икона была использована более древняя (предположительно 17 век) двухковчежная доска.  Размер иконы: 32х27 см.
Совершите молитву перед иконой Спаса Вседержителя, чтобы сохранить всех членов семьи, доверьте иконе Христа все то, что накопилось в душе: радость, обиду, непонимание, горе, уныние, грехи. Попросите прощения, попросите духовной помощи, ведь эта икона – основная в домашнем иконостасе и она помогает стать проводником между молящимся человеком и Небом.

Провинциальная жизнь – как мы это понимаем? Как будто сразу дохнуло деревней, распутицей дорог, осенним холодком…
А как Вы представляете себе провинциальную жизнь восемнадцатого века? Давайте представим ее вместе!
В России нет дорог, одни направления и осенью передвижение по ним становится совершенно непредсказуемым, вялым. Ямы и рытвины заполняются водой, на телеге можно застрять в колдобине, пешему идти неимоверно тяжело. Нет сообщения между городами и деревнями, одна надежда на зимник, что схватится первым морозцем и даст возможность передвигаться и конным повозкам и пешеходам.
Но если хочется купить икону? Если деньги появились после продажи излишков урожая, то как икону купить, где? Ярмарка не скоро, офени в такую глушь не едут…  И тут выясняется, что есть творец, есть иконописец, есть местный мастер, что бережно и по-доброму выводит иконы, тем более, что берет он за них не так много – отвалишь ему кусок мяса, или пару куриц и на тебе, домашний молельный образ готов!
…В теплой избе пахнет стружкой: чтобы подготовить доску для такой иконы, надо очень постараться! Доска выстругивается из сухого куска дерева, того, что отлежал под пологом несколько лет, заматерел, набрал твердости и никогда не треснет. Две шпонки врезаются аккуратно, выдалбливается двойной ковчег (тот самый непреложный признак иконы старинной, изготовленной не в девятнадцатом, а в восемнадцатом веке). Наносится левкас, а вот паволока – уже не всегда.
Провинциальный мастер-иконописец не обязательно просто местный самородок, черпающий свое творчество из природного таланта, на этой иконе мы видим мастера гораздо большего, умелого. Он и видит, и размышляет и привносит в икону свое личное мнение, но безусловно чувствуется одно: это человек, имеющий навыки написания икон, обладающий знанием технологии, опытом.
Красок у него не много, всего четыре, или пять, а когда и меньше, но ведь от этого желание работать над образом не пропадает. И видится нам склоненная спина над доской и точное, четко выверенное движение кисти.
На старинной доске – Спаситель с раскрытым Евангелием, образ ясный, удивительный по силе своей. Как будто окунулись мы в атмосферу старинного быта и жизненного уклада, окном в который – старинная деревянная икона, повидавшая на своем веку столько всего, что, наверное, хватило бы на сотню интересных книг!
Кто вчера находил интересным иконы Мстёры и Палеха, сегодня стремится купить народные иконы, ведь душа русского народа, той самой провинции – в них!
Созданные в народной среде и созданные для обыкновенных людей, прожившие сотни лет и почитаемые, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, эти иконы сегодня выставляются не только в домашних собраниях, но и в музейных экспозициях!
Если Вы хотите купить душевную икону для себя, или ищете икону в подарок, обратите свое внимание на этот открытый и убедительный образ Спаса Вседержителя, ведь иконы 18-го века в такой сохранности встречаются сегодня совсем не так часто!

В иконографии образ Спас Вседержитель – наиболее популярный, центральный, но и он может иметь различия при сохранении названия.
Например, Спаситель на иконе может изображаться в полный рост, сидя на троне, огрудно или по пояс. Правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, левая либо держит Евангелие, либо развернутый свиток. В редком иконографическом исполнении Спас Державный в левой руке Иисуса Христа находятся символы земной власти – скипетр и держава.
На раскрытом Евангелии мы можем прочесть слова “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, приведенные в сокращенном варианте.
Икона Спас Вседержитель могла быть как одиночной, так и являлась порой частью деисусной композиции.
В православных храмах образ Спаса Вседержителя обычно располагали в центральном куполе. Образ Спасителя предстает на иконах во время его проповеднического периода. Характерны для изображения гладкие прямые волосы, спускающиеся на плечи, короткая борода, небольшие усы.
На представленной иконе мы видим не грозного Христа, характерного для домонгольского периода, а скорее, улыбающегося, радующегося, и в этом незаметном, а первый беглый взгляд, выражении  лика есть что-то очень привлекательное, доброе, располагающее к молитве и размышлению.
Одежды Христа тут показаны практически схематично, без подробностей и без цветового разделения.
Сам термин «Спас Вседержитель» появился еще на заре христианства, изображения Спаса можно увидеть в знаменитых римских катакомбах, в Византии подобное художественное изложение известно уже с четвертого века. Одним из известных древних изображений считается икона из Синайского монастыря. Иконография образа постоянно трансформировалась и сложилась окончательно только к концу иконоборчества, к десятому веку.
В России также есть очень старые образы Спаса Вседержителя, одна из таких икон принадлежала ярославским князьям и была написана еще до татаро-монгольского вторжения, в XIII веке. По преданию, ее привезли в Ярославль для благословения на княжение Всеволоду.
Икона полностью отражала высокий стиль и умение мастера, выполнившего ее, на ней Христос предстал в образе мудрого учителя, пастыря, наставника души человеческой.
Именно эти мотивы впоследствии вдохновляли и самого Андрея Рублева, воплотившего другой незабываемый образ Спаса Вседержителя.
 Слово Пантократор, которым также именуют этот иконографический извод, можно трактовать, в переводе с греческого, как «Властитель всего», «Правитель мира».
Конечно, представленная Вашему вниманию икона, далека от образа XIII века по своему стилю, но многое тут совпадает, и по колористике и по замыслу. Как знать, возможно, мастер совершал в своей жизни святое паломничество и видел воочию великую русскую святыню, поэтому и сумел в своей душевной простой работе отразить дух своего времени, сделать настоящий народный портрет великой эпохи?!..