Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона «Неопалимая Купина». Россия XIX век.   Старинная икона «Неопалимая Купина». Россия XIX век.
 
Старинная икона «Неопалимая Купина». Россия XIX век.  
 

Старинная икона «Неопалимая Купина». Россия XIX век.

AR6913

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона на дереве «Неопалимая Купина», этот образ является покровителем как от огня физического, так и от адского пламени. Икона: дерево, левкас, темпера, золочение. Размеры: 30х24,3х2,5 см. Россия, XIX век.

Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.

Празднование Образа Неопалимой Купины в Православном мире происходит 4/17 сентября - «Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси. Радуйся, Купина Неопалимая», поется в Стихире на праздник Благовещения. Действительно, именно куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат. Таким образом, на иконе зримо Богоматерь собирает вокруг Предвечного Младенца весь мир — все силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении. Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. По преданию, первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Считается, что она была писана на камне той самой скалы, где Моисей видел таинственный куст. Находилась в Московском Благовещенском соборе. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня. Появление «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы - «в 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Неопалимой Купине молятся о спасении души как от огня физического, так и от адского пламени. Иконография знает несколько изводов данного образа, на рассматриваемой иконе — тип, относящийся к концу 16 — 17 векам, детально разработанный; композиция выверенная, устойчивая, выстроена иерархически. Стилистически наша икона принадлежит к еще несколько архаизирующей традиции 17-18 веков, видимый сегодня колорит несколько отличен от первоначального — он изменился с течением времени и под воздействием разного рода неблагоприятных условий так, что в результате сегодня мы встречаем в нашей иконе «торжество пылающих тонов огненной гаммы» - красновато-охристых, слегка приглушаемых присутствующими здесь же охристо-желтыми и зеленоватыми. Как нам представляется, изначально доминирующим был присутствующий в качестве основного тона цвет фона — золотистый и именно он создавал эффект мерцающего сияния, отражал отблески пламени свечи и паникадила, зажженного перед образом и внутренне оживлял все изображение. Данная икона рассчитана на внимательное рассмотрение, ее письмо несколько подражает «мелочному», то есть, тяготеет к миниатюрной традиции 17 века, еще мастеров строгановских горниц. Пропорции и типы фигур и ликов, рисунок одежд, манера разделки — все содержит в себе воспоминания о поволжских письмах 17-18 веков; исполнено уверенно, на хорошем профессиональном уровне. Икона написана мастером – иконописцем для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.