Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.   Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.
 
Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.   Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.
 
Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.   Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.
 
Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.   Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.
 

Старинная деревянная икона святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Россия, Поволжье, третья четверть XVII века.

AR6812

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Древняя русская икона музейного уровня "Святые Вера, Надежда, Любовь и София с приписной святой Анной Пророчицей". Икона исполнена  в Поволжье, в середине – третьей четверти XVII века. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность. Размер: 36,5Х31,5х2,4 см. Материалы: Дерево, паволока, левкас, темпера. Икона раскрыта из-под олифы, укреплена. Сохранность центральной и правой частей удовлетворительная: осыпи в поясной части фигуры святой Любови (подпись с её именем потёрта, но восстанавливается по фрагментам букв), утрата изображения её ноговиц, всей левой части фигуры святой Софии и правой её руки; обширные осыпи до колен по фигуре святой Надежды. Живопись левой стороны иконы утрачена целиком, кроме лика святой Веры. Образ приписного святого слева также исчез, изображение святой Анны на правом поле фрагментарно, хорошо сохранился лик и надпись.
Икона  написана профессионально, канонично, в негромкой цветовой гамме, твёрдой рукой, достаточно тонко, но без излишеств, на грани сдержанности. Личное плотное, по красноватому санкирю, с обширными белильными светами, с тенденцией скорее к движкам, чем плавям. Черты довольно резкие, обращают на себя внимание увеличенные «зрячие» глаза – с выраженными белками, как бы ищущие взглядом зрителя – а также специфическая горбоносость. Фигуры грузные, их пропорции кажутся чуть манерными за счёт уменьшения голов. Письмо одеяний несложное и выразительное: локальные, чуть присмирённые, но густые и насыщенные цвета (тёмно-зелёный у св. Софии, терракотово-красный у св. Надежды) подсвечены быстрыми и мастерскими белильными разделками. Их активная графика усиливает динамику образов, сотворённых не статичными, а пантомимически-активными. Особенно это присуще персонажу св. Надежды, с её активной жестикуляцией, склонённой головой, как бы исподлобья наблюдающей за зрителем, и танцующей пластикой. Небо зеленоватое, с обильными белыми облачками. Поле – красная охра.
Все эти признаки – крупные динамические фигуры, грузные пропорционально и одновременно пластически лёгкие, «движущиеся», живые жесты и специфическая мимика, яркие и чуть присмирённые цвета, облачный фон – типичны для иконописи второй половины XVII века. Подобную манеру живописи личного, с его жестковатой декоративностью и стильной, хоть и ещё очень условной, схемой освещённости, иногда называют «первым живоподобием», имея в виду те живописные начала, что возникли в русском искусстве до формирования основной концепции школы Оружейной палаты, но во многом её предвосхитили. Это позволяет ограничить датировку третьей четвертью XVII века, когда новшества, совершенствуясь в столичных мастерских, ещё не коснулись периферийного искусства в той полноте, что осуществилась позднее. Специфическая стильность письма, с его привлекательно-острыми чертами, повышенным градусом декоративности, доходящей до резкости, не напоминает произведения более чопорной и утончённой московской культуры, а скорее  вызывает ассоциации с искусством ярославского Поволжья.
Иконография:
Житие святых мучениц сформировалось достаточно поздно. Первые рассказы о них найдены в западноевропейских мартирологах VII-VIIIвв. Согласно сказанию, святая София с тремя дочерьми, Пистис, Элпис и Агапэ (память – 17 сентября), соответственно 12, 10 и 9 лет от роду, пострадали в Риме в правление императора Адриана около 137г.  Вынуждая отроковиц и их мать отречься от Христа, дочерей св. Софии подвергли поочерёдно мучениям и казни, но не добились отречения. Сама св. София не была мучима физически, но, умершая спустя три дня после казни дочерей, была причислена к лику мучениц как «пострадавшая сердцем».
Западные агиографы Нового времени выдвигали версию о легендарности этой истории, основываясь на позднем сложении текста жития, а также его чрезмерной литературности (образ св. Софии содержит явные евангельские коннотации, имена её дочерей соответствуют именам христианских добродетелей из 1 послания апостола Павла к Коринфянам и т.п.). Тем не менее, на Западе культ свв. мучениц был очень силён. Их мощи сперва покоились в Риме, позже – в Эльзасе во Франции. В западном искусстве часты изображения святых мучениц, они нередко появлялись каждая со своим символом – оливковой ветвью, сердцем и якорем. Для европейской культуры, с её ориентированностью на человека, образы святых отроковиц, своего рода гениев высоких чувств и добродетелей, всегда были актуальны. В противоположность этому, в культуре восточного христианства, в частности на Руси, святые мученицы почитались не слишком широко. Их культ не был распространён, видимо ограничиваясь аристократической средой.
Об этом может  свидетельствовать крайняя редкость подобных изображений в древнерусском искусстве. Образы святых мучениц есть в росписи Софийского собора в Киеве (XIв.),  но в станковом и прикладном искусстве они прослеживаются только с начала XVI (единичные случаи). В основном об иконографии святых мучениц на Руси мы можем судить по новгородской иконе XVIв. из ГТГ. Даже в иконописи XVIIв. подобные сюжеты редки. Наиболее  известна икона 1685г. работы Карпа Золотарёва, но она написана уже позже рассматриваемого образа.
В позднее время, начиная с эпохи барокко, на волне европеизации русской культуры, иконы святых мучениц распространились шире, одновременно с ростом популярности их имён в русском обиходе. Но на всех их иконах дочери святой Софии изображаются уже не изокефально (однородно). Все они разного роста, соответствующего возрастам. Оттого, в частности, нетрудно распознать их имена, даже не видя надписей.
Ранние же иконы, а также рассматриваемая,  отличаются ещё изокефальным изображением дочерей святой Софии. Иконы, созданные в разное время, объединяет и роднит пока что средневековый принцип постороения композиции – отвечающий идее равенства всех мучениц в их исповедальной стойкости. Это принципально отличает дух ранних русских изображений от западных и русских же, но поздних. Западная культура, ценя символическую соотнесённость каждой из мучениц с определённым добродетельным чувством, подчёркивает их разницу, в том числе и возрастную; русская традиция, демонстративно отказываясь от такого разделения и не интересуясь «человеческими» ассоциациями, выдвигает на первый план идею абсолютности праведной души, перед величием которой частные временные различия становятся пренебрегаемыми.
Икона «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» защищает семью от разрыва, оберегает от врагов. Она не дает сбиться с правильного пути, не позволяет Вам и Вашим близким поддаться искушениям. Этот образ особенно чтут замужние женщины с детьми, которые хотят сохранить или вернуть в дом спокойствие, любовь и благополучие. К святым мученицам перед их иконой обращаются с молитвой о воссоединении семьи, об обретении счастья в личной жизни, о рождении ребенка. Просят их о здоровье детей. Икона помогает в излечении женских болезней и заболеваний суставов. В молитве человек обретает силу духа, помогающую ему преодолеть тяжелые недуги, пережить скорбь. «А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», – написал апостол Павел. На иконе в середине изображена самая младшая из сестер – святая Любовь. Ростом она меньше остальных, но всех объединяет вокруг себя. Посмотрите, что значит эта христианская добродетель. Разве может быть вера без любви? Что поддержит надежду, если любви не будет? Во что воплотятся без нее разум и мудрость? В своих мыслях и поступках мы должны беречь любовь. Тогда в наших семьях все будет хорошо, да и весь наш мир станет добрее.