Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона «Святой Дмитрий Солунский, Святой Иоанн Воин, святой Константин, святой мученик Александр, святая Александра, святая Олимпиада». Россия, Ветка XIX век.   Старинная икона «Святой Дмитрий Солунский, Святой Иоанн Воин, святой Константин, святой мученик Александр, святая Александра, святая Олимпиада». Россия, Ветка XIX век.
 

Старинная икона «Святой Дмитрий Солунский, Святой Иоанн Воин, святой Константин, святой мученик Александр, святая Александра, святая Олимпиада». Россия, Ветка XIX век.

AR6726

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная  народная икона с образами избранных святых: Святого Дмитрия Солунского, Святого Иоанна Воина, святого Константина, святого мученика Александра, святой Александры и святой Олимпиады. Икона: дерево, левкас, темпера, резьба по левкасу, фольга,  золочение.  Размеры:  40х34,7х2,3 см. Россия, Ветка – Новозыбков, конец XIX века. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Данный памятник в целом отличается традиционной иконографией, но необычным подбором святых, среди которых встречаются исключительно редко представленные на русских иконах. В то же время их всех роднит одна идея – это святые – подвижники, ревнители чистоты православной веры, проповедники целомудрия и милосердия.
Особого разговора заслуживает Святая исповедница Олимпиада – она была диакоииссой, т. е. служительницей, состоящей при храме для крещения женщин, попечения о больных. Родилась она в Константинополе в семье Секунда. Лишилась родителей почти в отроческих летах. Вышла замуж за князя, служившего при дворе Феодосия, который был распутным человеком, и через два года овдовела и решила остаться вдовой. Император Феодосий принуждал ее выйти замуж за своего родственника Елпидия, но Олимпиада писала императору: «Если бы Бог судил мне жить в замужестве, то не взял бы у меня мужа, которого я любила». Тогда оскорбленный отказом Феодосий объяснил этот отказ внушениями священников, жаждавших ее имения, и приказал взять имение в опеку до тридцатилетнего ее возраста. Но Олимпиада просила самого императора, чтобы он приказал употребить ее имение на дела благотворительности, и писала: «Этим ты избавишь меня от опасности преступного тщеславия, которое очень часто сопровождает благотворительность». Император отменил свое распоряжение, и Олимпиада сама начала употреблять имение на церкви, монастыри, странноприимные дома, темницы, места ссылки и на пособие всем бедным и неимущим, которых она видела. Сама же вела жизнь скромную, отказалась от всех удовольствий света, большую часть времени отдавала молитве.
Константинопольский епископ Нектарий принял ее в число диаконисс и сделал даже своей советницей в делах Церкви. То же доверие и еще большее расположение оказывал ей после Нектария святитель Иоанн Златоуст. Олимпиада же служила Златоусту как отцу.
Св. Олимпиаде пришлось потерпеть много клеветы, лишений и гонений. Враги святого Иоанна Златоуста были и ее врагами. Ее оклеветали в поджоге Софийского храма и изгнали из столицы. Долго скиталась святая, не зная, где преклонить главу. Имение ее и продавали, и разграбляли.
Последние дни жизни она провела в обители, став настоятельницей. Но злые люди не переставали преследовать ее и здесь. Скончалась св. Олимпиада в 410 г. Она завещала бросить гроб с ее телом в море. Волны же прибили гроб к берегу, с противоположной стороны Константинополя. Жители сего места погребли тело в церкви св. Фомы. Через два с половиной века чудотворные мощи св. Олимпиады перенесены были в основанный ею при жизни монастырь.
Не менее чудными и угодными Богу деяниями прославились и остальные из изображенных на иконе персонажей. Характерно, что все святые изображены в символическом пространстве храма, осеняемые Господом Саваофом с небес.
Стилистически – народные письма: их отличает условный, несколько наивный характер изображения, приземистые пропорции фигур с большими круглыми головами с преувеличенными лбами, однотипность жестов и поз – как будто отзеркаливающих друг друга, характерные черты ликов – общие и у мужских, и у женских персонажей, условный характер орнаментов цировки и так далее. Преобладающая роль принадлежит линейному рисунку, цвет вариативен, декоративен, но – роль его второстепенно, он служит, скорее, для закрашивания определенного участка поверхности, цветной контур лепит формы и объемы фигур. Расположение фигур – строго симметричное, их группировка не отличается особой сложностью и скорее, напоминает приемы народного искусства. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.