Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старообрядческая старинная икона «Святая Мария Египетская со сценами жития». Россия XIX век.   Старообрядческая старинная икона «Святая Мария Египетская со сценами жития». Россия XIX век.
 

Старообрядческая старинная икона «Святая Мария Египетская со сценами жития». Россия XIX век.

AR6725

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная православная икона с образом Святой Преподобной Марии Египетской и сценами из жития. Икона: дерево, ковчег, левкас, темпера, фольга, золочение, цировка. Икона написана в России, старообрядческие письма, Ветка – Новозыбков, вторая половина XIX века. Размеры:  44,5х32,5х2,2 см. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Преподобная Мария Египетская (в старообрядческом написании — Мария Египтяныня; ? — 522 год)  считается покровительницей кающихся женщин. Ее  память совершается 14 апреля (1 апреля по старому стилю) и пятую неделю (воскресение) Великого поста, в католической церкви 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью. Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.  Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой». Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Во многом на изменения в ее жизни повлияли встречи с преподобным Зосимой.
В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала ее своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период ее жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора.
С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года» . Особое почитание данная святая обрела в старообрядческой среде.
В соответствии с установленной традицией она изображается полуобнаженной, с распущенными волосами, однако – на нашей иконе, в отличие от множества образцов – она не выглядит непривлекательной старухой; здесь нет ни излишнего натурализма, ни особой экспрессии. Напротив, в ней ощутимо даже некоторое изящество и чувство собственного достоинства, соединенные с определенной грациозностью позы и жестов. Интересной особенностью является помещение действа из далекой египетской пустыни в родной, российский пейзаж, с достоверно воспроизведенными хвойными и лиственными деревьями. Вне всякого сомнения, именно пейзажный фон является объединяющим началом для нескольких эпизодов, помещенных здесь в одном символическом пространстве и временном поле. Иконописец мастерски расправляется с зеленым цветом, придавая ему нарядность и праздничность, соединяя внешне аскетичный сюжет с повышенной декоративностью – золотого фона, цированных орнаментов и т.д.
Икона отличается высоким профессиональным уровнем исполнения, создана профессиональным художником для личного, индивидуального моления.
Подобного типа изображения на антикварном рынке встречаются редко. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет безусловный антикварный и коллекционный интерес.