Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона в посеребренном окладе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни.  Россия, начало XIX века.   Старинная икона в посеребренном окладе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни.  Россия, начало XIX века.
 
Старинная икона в посеребренном окладе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни.  Россия, начало XIX века.   Старинная икона в посеребренном окладе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни.  Россия, начало XIX века.
 
Старинная икона в посеребренном окладе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни.  Россия, начало XIX века.  
 

Старинная икона в посеребренном окладе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Россия, начало XIX века.

AR6701

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона с образом Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни со сценами жития покрыта великолепным посеребренным окладом в стиле ампир. Размер иконы: 33,5Х27 см.  Икона раскрыта и реставрирована. Реставрация фрагментарная, антикварная, с реконструкцией утрат в духе оригинала. Имеются мелкие утраты, осыпи, остатки старой олифы. Оклад в хорошем состоянии. На венце и нижнем торце – имитационные клейма: «84» в прямоугольном щитке.  
Название иконы опирается на слова Евангелия : «Сей есть, о Котором написано: «вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7; 17—29)  и «Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф, 3,3) – фразы, сказанные об Иоанне самим Иисусом.
  Предтеча стоит фронтально, в полный рост, на нём косматая милоть из верблюжьих шкур и складчатый хитон, трактуемые как символы  Ветхозаветной эпохи, переходящей в Новозаветную.  Иоанн бос, за плечами его – крылья, соответствующие чину ангела.  В руках – Чаша с Агнцем-Христом, символ, парафразом которого является положенная на блюдо усечённая Глава самого Иоанна внизу, в сцене Усекновения. На свитке – слова Предтечи, обращённые к народу при Крещении: «Покайтеся, приближе бо ся Царствие Небесное». Десница Иоанна воздета в двуперстном благословляющем жесте.
  Позади фигуры Предтечи –пейзаж пустыни, где, пророк долгое время предавался аскезе (по свидетельству Луки, «был в пустынях до дня явления своего Израилю»  (Лк.1:80)). Вверху слева, на фоне пустыни – сценка препровождения туда отрока Иоанна ангелом (в согласии с ранневизантийским апокрифическим сказанием). Этой сцене предшествует Рождество Иоанна Предтечи на первом плане, имеющее традиционную композицию со св. Елизаветой на ложе, сценой купания младенца служанкой и фигуркой св. Захарии в отдельных покоях, характерного своей узнаваемой священнической тиарой.
 Справа весь угол занят сценой Усекновения главы пророка, с воином на фоне темницы над обезглавленным телом и служанкой на фоне иродова дворца, принимающей чашу с главой Предтечи. Обычно в этом же углу помещалась сцена Обретения главы. Она здесь опущена, однако от неё осталась надпись,  заменившая традиционное название сюжета Усекновения. Вверху слева – образ Господа Саваофа в небесном сегменте, благословляющего пророка.
  Принято считать, что расцвет популярности иконографии Иоанна – Ангела Пустыни (известной в Византии задолго до появления на Руси) связан с эпохой Иоанна IV, когда роскошные иконы Иоанна Предтечи – тезоименитого святого царя - в том числе и в образе Ангела Пустыни, вкладывались государем в крупные монастыри страны. Вероятно, сама символическая сложность, поэтическая выразительность этого таинственного образа импонировала эпохе, очень внимательной к многоречивым композициям, излагающим в красках сложные аспекты догматики.
  В народе подобные иконы были чтимы в первую очередь за целительную силу - им приписывалась благодать избавления головных болей. Конечно, эту функцию не обязательно должен был осуществлять Предтеча именно в ангельском обличье, однако с образом ангела были связаны представления о защите, скорой помощи, вездесущести. Немалую роль в распространении этого сюжета в народной культуре также сыграла его особая эффектность, таинственная красота образа полуангела-получеловека, изображение распахнутых крыльев которого давало волю художественной фантазии живописца.
  Расширенные изводы Ангела Пустыни - с житийными сценами - распространились в основном с XVIIв.  В них интересен новый принцип расположения сюжетов – не в геометрических клеймах, а вольно, среди пейзажа. Это изобретение ярославско-костромских живописцев XVIIв., придававшее композиции большую непринуждённость, раскрывавшее много новых декоративных возможностей. Такой тип компоновки икон быстро прижился, и основная масса житийных образов, созданная в XVIII-XIXвв., имеет подобное построение.
Стиль и датировка:  Письмо иконы традиционно, имеет устоявшийся и уверенный характер. Живопись ликов многослойная, плотная, с преобладанием сильно выбеленных охр. Одеяния пророка сдержанны по цвету, зато пейзаж и сюжеты вокруг написаны яркими красками.  Своеобразное сочетание нарядности и аскетизма – характерная черта старообрядческой, традиционной иконы для народа. Также очень типична быстрота и эффектность художественного языка – икона исполнена несложно, без заученности, с долей некоторой импровизации, обусловленной изначальной простотой производственного процесса.  Благодаря точности и мастерству исполнения, такая живопись всегда отличается особой резкой красотой и выразительностью. 
  По стилю икона могла бы быть широко датирована первой половиной XIXв., однако характерные черты декорации оклада в стилистике ампир, в подобном виде сохранявшейся до 30-х годов XIXв., позволяют ограничить датировку первой четвертью столетия. Оклад является ярким произведением искусства, тонкостью отделки заметно выделяющимся на фоне аналогов своего времени. Стоит отметить его высокий рельеф, мельчайшую проработку зерневых одежд и папороток крыльев Иоанна, декоративной решётки на полях и наличие вызолоченных накладок – не только дробницы с названием и свитка, но и выразительных «репьёв» по углам рамы.
Икона исполнена в 20-х годах XIXв. в старообрядческих мастерских Центральной России.  Представляет историко-художественную и коллекционную ценность.