Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Богоматерь Непобедимая Победа (Ченстоховская) с мучеником Саввой Стратилатом и святой Пелагеей. Россия XIX век.   Старинная икона Богоматерь Непобедимая Победа (Ченстоховская) с мучеником Саввой Стратилатом и святой Пелагеей. Россия XIX век.
 
Старинная икона Богоматерь Непобедимая Победа (Ченстоховская) с мучеником Саввой Стратилатом и святой Пелагеей. Россия XIX век.  
 

Старинная икона Богоматерь Непобедимая Победа (Ченстоховская) с мучеником Саввой Стратилатом и святой Пелагеей. Россия XIX век.

AR6699

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Редкая икона Богородицы Ченстоховской или Богоматерь Непобедимая Победа с приписными святым Саввой Стратилатом и святой Пелагеей старообрядческих писем первой половины XIX века. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение.  Размеры:  40х32,3х2,9 см. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. На иконе помещено полуфигурное изображение Богоматери с сидящим на ее левой руке младенцем Христом. Их главы увенчивают золотые короны. На шее Богоматери изображены овальный щиток и три жемчужные нити, которые являются воспроизведением вотивных даров, подвешенных к оригинальной иконе, списком с которой является наше изображение.  Младенец показан в царских одеждах, его ножки сложены, одна из ручек воздета в двуперстном благословлении.  В нижней части иконы находятся ордерный парапет и зубчатая крепостная стена.
Символический смысл иконы в том, что на ней Богоматерь как будто оказывается помещена в Ковчег Завета, в храм, как Символ Спасения, ибо тело усопшего помещают в «кивот» (Гроб), а тело христианина есть Храм Святого Духа.
Иконографически данная икона близка типу «Богоматери Умягчение Злых Сердец» и наряду с ним принадлежит к одному из наиболее древних изображений. Название ее происходит от местности — Ченстохова, куда икона была перенесена с Червоной Руси во второй половине 14 века. Помещенная в местности, населенной исключительно католиками, в монастыре католического ордена  Паулинов, данная богородичная икона стала самой прославленной и почитаемой в Польше, Белоруссии и Украине. По преданию она относится к числу богородичных икон, написанных евангелистом Лукой и возможно, была принесена на Русь святыми Кириллом и Мефодием. Есть предположение, что именно этой иконой благословили на брак с князем Владимиром греческую царевну Анну....  Древний прототип этой иконы был известен царским изографам Оружейной Палаты Московского Кремля — в 1690-м году Трифон Кириллов и Василий Козьмин исполнили подобную икону для боярина Ф.А.Лопухина по образцу, принадлежавшему самому императору Петру Первому.
Известно, что икона защищала от нападения татаро-монголов и французов, к ней ездили на поклонение фельдмаршал М.Кутузов и император Александр Первый. 
Вообще, вторая полна интересна к данному образу приходится как раз на период после 1813-го года и он был активно поддержан старообрядческой средой. О принадлежности нашей иконы к подобным письмам говорит и сам подбор святых на полях — это мученица Пелагея, излюбленная святая, и мученик за истинную веру Савва Стратилат. В целом, в этой иконе мы обнаруживаем усвоение и усложнение богородичной иконографии старообрядцами, появление которой они не связывали с Западом, оно было обусловлено важными для них эсхатологическими настроениями и представлением христиан об участи грешников и праведников. Ведь среди многочисленных аспектов здесь особенно выделена идея крестного пути верных, способных внутри Церкви и с помощью Евхаристии преодолеть разделение и стать сонаследниками Царствия Небесного.
В нашей иконе сохранилось характерное для старообрядческой иконописи семантическое значение основных составляющих иконы и символика ее цветов; у Богоматери миндалевидные  глаза и круглые брови, изящные кисти и пальцы. При этом ее взгляд и жесты в значительной мере  обращены на себя — она уже не столько указывает на Сына как на «истинный Путь и Жизнь», сколько подчеркивает тему искупительных страстей и жертвенной природы грядущего Спасения. Дополнительный драматизм лику, помимо санкрирной «темновидности», придает  его линейная разделка — рисунок, подчеркивающий  подглазья, глубину глазницы, зрачок, веки, ямочку на подбородке. Красивый, но не передающий контуры тела, условный характер складок одежд, вызывает в памяти знаменитую Ярославскую Оранту и другие древнейшие иконы, 12-13 веков. Краски открытые, чистые,  локальные цвета. Все внимание уделено драматическому контрасту «царственных» золота и алого.
Икона написана на хорошем профессиональном уровне,  все детали тщательно проработаны, композиция выстроена. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, на антикварном рынке данный иконографический тип встречается крайне редко и представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.