Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святой Николай Чудотворец со святой Феодорой и преподобным Силантием на полях. Россия XIX век   Старинная икона Святой Николай Чудотворец со святой Феодорой и преподобным Силантием на полях. Россия XIX век
 
Старинная икона Святой Николай Чудотворец со святой Феодорой и преподобным Силантием на полях. Россия XIX век  
 

Старинная икона Святой Николай Чудотворец со святой Феодорой и преподобным Силантием на полях. Россия XIX век

AR6664

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старообрядческая старинная икона с образом Святого Николы Угодника с избранными святыми. Икона: дерево, левкас, темпера, золочение, цировка.  Размеры:  31,7х26,35 см. Россия, XIX век,  старообрядческий мир – Ветка – Новозыбков, незначительная реставрация ХХI века. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Данный памятник сохраняет в себе все признаки традиционной иконописи: обратную перспективу, отсутствие внешних источников света (свет исходит, в основном, от условного «золотого» фона и личного – изображения Ликов и ладоней), символическое звучание света и цвета (золотой и белый служат отражением присутствия божественной творящей воли, красный напоминает о царской и жертвенной природе подвига Спасителя, зеленый – цвет надежды на спасение, оттенки синего и голубого – цвета небесные и так далее), единовременность и наряду с этим – вневременность изображения, выключенность его из традиционного потока истории.
Поясные фигуры Христа и Богоматери на облаках напоминают о Чуде, произошедшем на Никейском соборе 325 года; раскрытая книга в руке Святого Николая является характерной иконографической деталью, указывающей на то, что перед нами образ, наследующий традиции именно 17 века, излюбленный старообрядцами 19 века.
Стилистически наша икона принадлежит к традиции 17 — 18 веков (строгановские горницы) и сочетает в себе два начала — собственно иконописное (традиционное, дониконовское, исконное) и характерные черты искусства собственно Нового Времени, с его подчеркнутым интересом к эстетическому, внешнему отображению духовного. Украшающий одежды мелкий дробный растительный орнамент на ткани, создающий, опять-таки, иллюзию живого непрерывного мерцания света, призван наглядно отразить «безначальное и бесконечное» молитвенное горение души в присутствии Бога. При незначительном отступе растительный рисунок на цветной парче сливается в отдельные сплошные пятна, корреспондирующие с белильными оживками на лице и волосах; все эти приемы вместе подчеркивают ощущение бесплотности, обожествленности преображенной плоти, само существование которой поддерживается весьма условно, будто удерживается только цветным тонким контуром. Таким образом, основной пафос данного изображения заключается в переводе сложных богословских категорий в единственно доступный общечеловеческому пониманию язык иконописи.
Яркий образец русской старообрядческой иконы так называемого «синодального периода»; она, безусловно, обладает самостоятельной эстетической ценностью и в то же время, несет сильную смысловую, философскую нагрузку.
Икона написана  профессиональным мастером – иконописцем    для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.