Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми: Николаем Чудотворцем , Святой  Марией , Святой Татьяной,  Ангелом - Хранителем и  Архангелом Михаилом.  Россия XIX век   Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми: Николаем Чудотворцем , Святой  Марией , Святой Татьяной,  Ангелом - Хранителем и  Архангелом Михаилом.  Россия XIX век
 
Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми: Николаем Чудотворцем , Святой  Марией , Святой Татьяной,  Ангелом - Хранителем и  Архангелом Михаилом.  Россия XIX век   Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми: Николаем Чудотворцем , Святой  Марией , Святой Татьяной,  Ангелом - Хранителем и  Архангелом Михаилом.  Россия XIX век
 

Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми: Николаем Чудотворцем , Святой Марией , Святой Татьяной, Ангелом - Хранителем и Архангелом Михаилом. Россия XIX век

AR6662

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная старообрядческая икона Святого Евангелиста Матфея с избранными святыми. Дерево, левкас, темпера, фольга, золочение, серебрение, цировка. Размеры: 34,5х29,5см Россия, Ветка- Новозыбков, 19 век. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Левкас покрыт листовым золотом по всей лицевой поверхности иконы. Лик евангелиста окружен золотым нимбом. Форма лика овальная, c акцентом на форме черепа и преувеличенном лбе, призванных зримо отразить идею книжной и над-земной мудрости персонажа. При этом форма лика немного вытянутая и заостренная книзу, что подчеркивается формой бороды. Голова обрамлена аккуратно уложенными волнистыми волосами.
Исполнение инкарната (личное письмо): темно-оливково-коричневая санкирь и сильное высветление в охрениях. Разделка лика подчеркнуто геометризованная, что свидетельствует о сознательном наследовании исполнившего ее мастера дониконианской иконописной традиции:  линейный рисунок подчеркнут темно-коричневой краской по форме бровей, век, зрачков, по форме крыльев носа и по внутренней стороне усов, что придает лику  выражение строгости и сосредоточенности. На губах тот же коричневый пигмент, но с добавлением красного.  Обводка и прорисовка складок одежд выполнена темной цветной краской и золотом. При этом алые одежды богато украшены по всей поверхности крупными золотыми орнаментами. По полям иконы справа и слева представлены святые  в рост, стоящие на поземах, как бы находящиеся каждый в отдельном пространстве и отделенные друг от друга цветными расгранками.  По одной из версий, в старообрядческой живописной символике примененные здесь сине-голубая и красная разгранки свидетельствовали о границе меж земным и небесным мирами — то есть, были призваны ввести зрителя в Мир Божий, посредством создания для него «окна» туда.
Техника исполнения: на иконе сначала был процарапан рисунок по левкасу, с использованием точечного орнамента, затем поверхность левкаса золотилась. Потом делалась заливка краской, а декоративные элементы (орнаменты) процарапывались до золота. 
Колорит в иконе  построен на тонких и многообразных цветовых сочетаниях, в нем доминируют яркие насыщенные теплые цвета. Присутствуют различные оттенки красных: пурпурные, вишневые, а также охры и яркий зеленый цвет.
Подбор святых свидетельствует о патрональном характере данной иконы, что она была написана на заказ.  В то же время, благодаря подобному набору персонажей она становится практически универсальной и обретает характер иконостаса в миниатюре: здесь изображен «Русский Бог Никола», и Ангел — Хранитель — первый защитник и помощнику человеку, Верховный Архангел, мученицы и молитвенницы, ревнители веры православной.
Одной из особенностей Ветковской школы является сочетание канонических черт с элементами наивно-реалистической живописи (так называемой, народной живописи).
Это выражается, в частности, в одновременном совмещение в иконе «живоподобного» живописного начала с традиционным письмом в личном.
Использование описанных техник свидетельствует о непосредственной преемственности между ветковскими иконописцами и художественными традициями Царской мастерской, поволжских, белорусских и украинских мастеров.
Ветковцы, иконы которых отличает повышенная декоративность, любили использовать орнамент   - в качестве средства передачи многоцветия как образ Эдемского сада, отражающий чаяния Небесного Иерусалима.
Икона является культурной ценностью, на антикварном рынке встречается редко, имеет безусловный антикварно — коллекционный и историко — художественный интерес, может быть рекомендована для приобретения в музейное собрание.