Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Древний крест энколпион Борисоглебского типа с образом святого князя Бориса с храмом в руке. Русь середина XII века   Древний крест энколпион Борисоглебского типа с образом святого князя Бориса с храмом в руке. Русь середина XII века
 
Древний крест энколпион Борисоглебского типа с образом святого князя Бориса с храмом в руке. Русь середина XII века   Древний крест энколпион Борисоглебского типа с образом святого князя Бориса с храмом в руке. Русь середина XII века
 
Древний крест энколпион Борисоглебского типа с образом святого князя Бориса с храмом в руке. Русь середина XII века  
 

Древний крест энколпион Борисоглебского типа с образом святого князя Бориса с храмом в руке. Русь середина XII века

AR6645

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Крупный древний крест-мощевик самого известного исконно-русского Борисоглебского типа. Нагрудные кресты-энколпионы с изображениями Бориса и Глеба бытовали на Руси на протяжении нескольких столетий начиная с конца XI века. На лицевой стороне данного энколпиона рельефное изображение святого князя Бориса, стоящего в полный рост и дежащего в руке храм. Изготовление подобных крестов-мощевиков связывают с деятельностью так называемой Большой мастерской, работавшей в Поднепровье и близкой к княжеско-боярской среде. Борисоглебский тип интересен тем, что почвой для его появления стала реальная история русских князей, сыновей киевского великого князя Владимира Святославича, Бориса Владимировича (князя ростовского) и Глеба Владимировича (князя муромского), убитых в 1015 году своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Аналогичный древний крест энколпион представлен в собрании Государственного Русского музея (см. дополнительное фото). Крест длительное время находился в частной коллекции и теперь доступен для покупки. Покупая подобный крест энколпион, возраст которого примерно равен 800 годам, вы имеете возможность прикоснуться к истории времен тяжелого становления христианской веры нашей Родины и междоусобных войн средневековья. Этот древний крест сохранил свой первоначальный рельеф и станет той изюминкой, той сердцевиной коллекции старинных православных крестов, которой будут завидовать коллеги-коллекционеры. Крест отлично подойдет для подарка человеку верующему и увлеченному историей раннего христианства на Руси.
Массовое производство и широкое бытование крестов-энколпионов в средневековом обществе домонгольской Руси — явление исключительное в мировой историко-культурной практике, сопоставимое по масштабам и разнообразию лишь с культовым литьем сиро-палестинского круга, лежащим в основе этой традиции. Зародившаяся, вероятно, у истоков культа Честного Креста практика изготовления меднолитых крестов-реликвариев для паломников получила развитие во многих регионах восточно-христианского мира В Малой Азии, по-видимому параллельно если не ранее, создавались кресты-мощевики при монастырях и мартириях святых На Балканах и Дунае новообращенные христиане Руси на основе восточно-средиземноморских образцов иконографические типы которых сложились еще в доиконоборческие времена (VI— VII вв), вырабатывали местные, зачастую упрощенные варианты крестов реликвариев.
Кресты-энколпионы, как и кресты-тельники, являясь предметами личного благочестия, прежде всего обозначают причастность верующего церкви, его единение с ней и одновременно несут защитно-охранительную функцию заложенную уже в самой символике креста Наряду с этим кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них почитаемым святыням, наделены для верующего особой благодатью Вера в их чудотворную силу связана с культом святых мощей.
На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви Эти лицевые изображения можно рассматривать и как образное изложение основ христианского вероучения, и, одновременно, как указание на содержащиеся внутри реликвии.