Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Древний нательный крест-мощевик, имеющий название Энколпион относится к самым ранним крестам бытовавшим на территории Руси в самом начале становления христианской веры. Подобный тип в большинстве своем завозился из Византии, но некоторые экземпляры таких энколпионов-мощевиков отливались и на Руси. Лицевая створка несет на себе изображение распятого Христа, как символа христианства, ввиду почтенного возраста и мягкого металла, рельефное изображение практически стерто. Крест длительное время находился в частной коллекции и теперь доступен для покупки. Покупая подобный крест энколпион, возраст которого приближается к 1000-летию, вы имеете возможность прикоснуться к истории времен Крещения Руси и правления князя Владимира. Этот древний крест, несмотря на свой почтенный возраст и потертый рельеф станет той изюминкой, той сердцевиной коллекции старинных православных крестов, которой будут завидовать коллеги-коллекционеры. Крест отлично подойдет для подарка человеку верующему и увлеченному историей раннего христианства на Руси.
Массовое производство и широкое бытование крестов-энколпионов в средневековом обществе домонгольской Руси — явление исключительное в мировой историко-культурной практике, сопоставимое по масштабам и разнообразию лишь с культовым литьем сиро-палестинского круга, лежащим в основе этой традиции. Зародившаяся, вероятно, у истоков культа Честного Креста практика изготовления меднолитых крестов-реликвариев для паломников получила развитие во многих регионах восточно-христианского мира В Малой Азии, по-видимому параллельно если не ранее, создавались кресты-мощевики при монастырях и мартириях святых На Балканах и Дунае новообращенные христиане Руси на основе восточно-средиземноморских образцов иконографические типы которых сложились еще в доиконоборческие времена (VI— VII вв), вырабатывали местные, зачастую упрощенные варианты крестов реликвариев.
Кресты-энколпионы, как и кресты-тельники, являясь предметами личного благочестия, прежде всего обозначают причастность верующего церкви, его единение с ней и одновременно несут защитно-охранительную функцию заложенную уже в самой символике креста Наряду с этим кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них почитаемым святыням, наделены для верующего особой благодатью Вера в их чудотворную силу связана с культом святых мощей.
На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви Эти лицевые изображения можно рассматривать и как образное изложение основ христианского вероучения, и, одновременно, как указание на содержащиеся внутри реликвии.