Центральная икона-средник старинного бронзового складня Спас Смоленский со святыми Сергием и Никоном Радонежскими. Россия 1740-1780 год


Частная коллекция
Артикул : ar6603
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1740-1780 год
Регион: Россия
Размер: 101х62 мм
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Центральная часть старинного бронзового трехстворчатого складня-иконы XVIII века, украшенная эмалями белого и синего цвета. На центральной иконе складня представлен образ Спаса Смоленского с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. В основном повторяя известную иконографию, эта композиция имеет некоторые особенности: на фигурах Спаса и ангелов находятся большие цаты, указывающие на традицию почитания икон Спаса Смоленского. Особенно выразительны фигуры коленопреклоненных святых с раскрытыми в молении ладонями, одетых в монашеские мантии, волнообразные складки которых подчеркнуты рельефом. Опущенная вниз десница Христа благословляет молящегося Сергия двуперстием, четко выделенным рельефом. Совместное изображение Сергия и Никона Радонежских, связанных игуменской преемственностью в Троице-Сергиевой обители, традиционно для древнерусского искусства,однако подобный вариант в меднолитой пластике появляется только у старообрядцев.
Старинные трехстворчатые складни из бронзы называли путные иконы, от слово путь или от понятия брать в дорогу. Ведь в дальний путь купец или странник не могли взять с собой большую икону написанную на дереве или огромный домашний складень. А небольшой бронзовый складень часто брали с собой, отправляясь в путешествие, на ярмарку, на учебу или заработки, на войну.
История создания и почитания иконы «Спаса Смоленского» неразрывно связана с заступничеством и покровительством Спасителя земле русской. Считается, что главный смысл иконы заключается не просто в Божественной защите Москвы, в каких-либо конкретных исторических обстоятельствах, но также и в наглядном представлении столицы как града Божьего - поселения Вышнего, где непрестанно пребывает сам Господь. Потому перед этим образом принято возносить молитвы о мире и покое в самой Москве и в других российских православных городах и селениях. Перед иконой «Спаса Смоленского» также принято молиться о поддержке и защите в сложных для государства российского ситуациях, а также о здравии лидеров государства и их успехах в делах духовных и светских. Этот образ считается покровительствующим шахтерам, химикам и металлургам – всем, чей труд связан с добычей и обработкой металлов и горным делом. Икона «Спас Смоленский» является одной из наиболее почитаемых среди русских православных христиан. Празднование в честь образа совершается один раз в году - 14 августа по новому стилю – в день Всемилостивого Спаса.
История и значение иконы «Спас Смоленский»
Одно из первых упоминаний образа «Спаса Смоленского» есть у сирийского писателя Павла Алеппского, датированное 1654-1656 годами. В своем повествовании он говорит о некоем образе Иисуса Христа в полный рост, находящемся над большими царскими восточными воротами Кремля. Спаситель на нем был изображен в голубых одеждах с золотыми разводами
Возникновение иконы Спасителя на Спасской (в те времена она называлась Фроловской) башне датировано началом 16-го века. Первый образ, как свидетельствуют церковные хроники, был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска войсками Василия Третьего.
Оригинальная икона «Спас Смоленский» была исполнена в технике темперной живописи, и имела исходные размеры примерно 2,2 х 1,5 метра.
С момента создания и поныне икона пользуется глубоким почитанием у русского народа. С ней связаны также события, благодаря которым она считается чудотворной. Так, по преданию, при нашествии на Москву татарского хана Мехмет-Гирея в 1521 году слепой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского столица была избавлена от разорения татаро-монголами.
В этом видении митрополиты Петр, Алексий и Иона, а также епископ Леонтий Ростовский выходили из Фроловских ворот и несли из Кремля икону Владимирской Божией Матери и прочие православные святыни. В воротах же их встретили преподобные Сергий и Варлаам, и, припадая к их ногам, спрашивали, зачем они выходят со святынями из города. Святители же отвечали, что причиной тому гнев Господень. Сергий и Варлаам в видении уговаривали священнослужителей не выносить святыни и не оставлять Москву на разграбление иноверцев.
После этого видения в Кремле была проведена соборная молитва перед иконой «Спаса Смоленского» и все священнослужители остались в городе. Сразу после этого случилось чудо - татаро-монголы отступили от стен города без всяких видимых причин.
Именно с этой иконой связано переименование кремлевской башни и врат, над которыми она была размещена. Известно, что изначально эти ворота назывались Фроловскими, в честь находящейся неподалеку церкви святых мучеников Фрола и Лавра. Иногда эти врата в народе назывались еще Иерусалимскими, так как через них обычно совершали крестный ход в Вербное Воскресенье, символизируя тем самым вход Господень в Иерусалим. Однако в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича эти ворота были переименованы в Спасские в честь иконы «Спаса Смоленского», а перед самим образом царь приказал поместить неугасимую лампаду.
С тех пор долгие годы русские войска уходили сражаться с врагами, обязательно поклонившись благословляющему лику Иисуса Христа – Спасу Смоленскому. Также все крестные походы с тех пор начинались выходом через Спасские ворота. В 1612 году именно через ворота Спасской башни в Кремль вошло народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.
В 19-ом веке с обеих сторон от Спасских ворот построили часовни, и в одну из них поместили копию иконы «Спас Смоленский». Во времена советской власти икону было приказано уничтожить, и на ее месте появился толстый слой белой краски в виде квадрата. Казалось, икона была безвозвратно утеряна. Но в 2010 году с большим трудом было получено разрешение на поиск иконы в стенах Спасской башни, находящейся под охраной ЮНЕСКО. В процессе разборки стенной кладки чудесный образ был обнаружен целым и невредимым под слоем монтажной сетки и штукатурки.
После чего образ был освящен Святейшим Патриархом Московской и Всея Руси Кириллом. Для окропления образа святой водой использовался специальный подъемник.

Молитва перед иконой «Спас Смоленский»
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...