Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.   Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.
 
Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.   Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.
 
Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.   Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.
 
Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.  
 

Старинная икона Спас Нерукотворный в серебряном ампирном окладе. Россия, Москва 1823-1825 год.

AR6508

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Шикарная коллекционная икона с образом Спаса Нерукотворного в ампирном серебряном обрамлении начала XIX столетия. Работа московских мастеров иконописи. Материалы: Дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро 84 пробы, чеканка. Клейма: 84 пробы; на венце городское клеймо Москвы, мастера «МП», дата 1823 г.; на полях городское клеймо Москвы, пробирного мастера «НД» над датой 1825 г. - Дубровин Николай Лукич, мастера «МИ». Размер: 30,5х26,5х2,8 см. Икона раскрыта и укреплена. Восстановлена живопись небольших осыпей: на нимбе в местах крепления, вертикальной трещине вдоль лика Христа. Присутствуют небольшие тонировки на полях.
Традиционное изображение Мандилиона – отпечатка лика Христа на полотенце, оставленное по «Легенде о царе Авгаре», самим Иисусом. Чудесный плат принёс исцеление страдающему проказой царю. Эта реликвия стала свидетельством Боговоплощения и первым изображением Христа, в иконоборческие времена она являлась важнейшим аргументом в пользу иконопочитания. Хранился Мандилион сперва в Эдессе, затем – в Константинополе, а после разорения города в 1204 г. исчез.
На Руси образ Спаса на полотенце известен с древнейших времён: к XII в. относится икона «Спас Нерукотворный» из Новгорода (ныне хранится в Государственной Третьяковской Галерее) и фресковое изображение чудотворного плата в церкви Спаса в Нередице в Новгороде.
На представленной иконе белый убрус с изображением лика Христа несут два ангела. Такой извод появился в русском искусстве в XV в. и стал наиболее распространённым вариантом изображения.
Стиль данной старинной иконы традиционный. Сдвинутые тёмные брови, прямой нос, волосы цвета «спелой пшеницы», короткая борода – этот образ полностью отвечает древнему представлению об облике Спаса Нерукотворного. Каноничности извода соответствует холодно-рассудочный классический характер живописи, её композиционная и цветовая уравновешенность. Здесь всё продуманно, нет ничего случайного. Холодный белый цвет нимба резко выделяет лик Христа на убрусе спокойного молочного цвета.  Золотая охра внутренней части нимба сочетается с охрой средника. Кирпично-терракотовый цвет окантовки плата перекликается с цветом ангельских крыльев, образуя дополнительное обрамление и придавая законченность образу. А синие элементы в одеждах ангелов вносят разнообразие в это цветовое чередование. Но такая строгая организованность не обошлась без проявлений неординарности. Асимметрия в рисунке лика Христа, неодинаковое число косиц с правой и левой стороны придаёт индивидуальное выражение образу. А серебряное ампирное обрамление иконы со стройным цветочным орнаментом вносит ноту парадности.
Оттенок влияния раннего классицизма и ампира, выраженный в характере живописи и орнаменте оклада, свидетельствует о датировке иконы ранним XIXв., видимо, в границах первой трети. А качество живописи и наличие клейм на окладе позволяет отнести создание иконы к московским мастерским. Икона – произведение первой трети XIXв.  Представляет историко-культурную и коллекционную ценность.