Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная икона Богородица Владимирская белорукая или "Богоматерь Владимирская-белоручка". Икона написана на двухковчежной доске в мастерских русской Средней полосы примерно в период между 1700 и 1730 годом. Материалы и техника: Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. Размер иконы: 31,2х27,9х2,8 см. Икона раскрыта и реставрирована. Авторский слой в основном сохранный. На лике Богоматери присутствуют чинки XIXв. - в районе переносицы , на виске, над правым глазом. Чинки по тону темнее основного личного, так как подводились к потемневшей живописи. Есть современные реставрационные вставки - посреди правой ладони Богоматери с фрагментом одеяний Христа и на левом рукаве Богоматери (обе вставки по местам свечных прогаров), мелкие чинки – на нимбе и одеяниях Богоматери. К иконе прилагается комплект оригинальной басмы, выполненной из медного сплава с серебрением и чеканкой. Состояние басмы удовлетворительное, множественные разрывы и утери мелких фрагментов, но при желании и небольших временных затратах оклад подлежит восстановлению.
Иконография: Образ воспроизводит чудотворную Владимирскую XIIв., главную икону-святыню Российского государства. Оригинал образа относится к типу Богоматери Елеусы, Умиления (изображениям матери и дитя в тесных объятиях). Характерная черта композиции – расположение пяточек Христа, одна из которых поставлена вертикально, и правой ладони Марии как бы на одной линии, параллельной левой руке Богоматери.
Древнейшая икона была исполнена в Константинополе, оттуда была передана в Киев около 1136г., при князе Юрии Долгоруком. Сын Юрия, князь Андрей Боголюбский, в 1155г. перенёс икону во вновь основанную столицу Владимир-на-Клязьме. Иконе приписывается избавление от татарского нашествия 1395г., когда она была торжественно принесена в Москву. Окончательно Владимирская заняла своё место в Успенском соборе Московского кремля после 1480г.
Тем самым, на уровне великодержавной риторики, икона явилась символом преемственности статуса столицы Православного царства от Константинополя и Киева, через Владимир, к Москве. Владимирская стала главной святыней Московского государства. Иконе приписывается множество чудес, избавлений от нашествий 1395, 1480, 1521 годов. С ней связаны основные события русской истории, она фигурирует во множестве преданий и исторических повестей, её списки занимают первое место по популярности среди русских богородичных икон.
Представленная икона относится к варианту «Владимирских», распространившихся по Руси и России после централизации, в период Московского царства. В целом без отступлений воспроизводя оригинал, икона передаёт общее впечатление от него без нюансов, стёршихся при многократных повторах и копированиях. Вместе с тем, обобщение, произведённое народной культурой, скрадывая детали, возвело композицию Владимирской до уровня высокоэстетичного знака, благодаря чему эта иконография оказывается яркой и узнаваемой даже в случае предельной стилизованности и простоты исполнения живописи.
Стиль и датировка: Основная живопись исполнена профессионально и уверенно, без всякой заученности, легко и живо. Открытые участки тела написаны плотно, густыми охрами по терракотовому санкирю. Большое значение получают энергичные описи и обводки, делая изображение жёстче и выразительнее. Графичность исполнения иконы, а также то, что линии имеют самостоятельное декоративное звучание, отчасти независимое от внутренней формы, предвосхищают концепции народной иконописи второй половины XVIIIв., сильная сторона которой – именно подобный графический, формульный аскетизм. Вместе с тем, активность светотени, её насыщенность, контрастность и вместе с тем воздушность (в ликах), обеспечивающие как бы внутреннее свечение плоти, смыкается с концепцией столичного живоподобия конца XVIIв. Архаичны также портретные черты Марии, её миндалевидные глаза, полуулыбка, «греческая» физиогномика, также унаследованные ещё от позднего средневековья. Эстетика сдержанной охристо-земляной гаммы, световой экспрессии, и наконец, удвоенного ковчега широкой доски – инерция древности, вкупе с присутствием влияний развитого барокко, позволяет отнести икону к переходному периоду в искусстве, видимо, в границах первой трети XVIIIв.
Интересная особенность иконы, характерная для народных памятников переходного времени – белорукость, то есть исполнение всех участков тела, кроме ликов – нарочито плоскостно и высветленно, в то время как лики, напротив, даются в развёрнутой гамме с преобладанием тени и лишь только местным применением белил. Этот приём наблюдается в различных по стилю и времени иконах (в рамках развитого XVIIIв.) и пока что не отнесён к какому-то конкретному региону или мастерской, возможно, он был широко распространён. Приём этот может отвечать нескольким задачам: созданию иллюзии глубины пространства (руки и лики находятся как бы на разных световых планах), подчёркиванию выразительности жеста (особенно если это старообрядческое двуперстье), наконец, отражению «светоносной» концепции столичных мастеров, на уровне манифестации противопоставлявших «светловидность» своих работ «темновидным» и в силу того безблагодатным образам «неискуснописаных» икон позднего средневековья и Нового времени.
Икона написана в мастерских русской Средней полосы в первой трети XVIIIв. Представляет произведение историко-культурного и коллекционного значения.