Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святой Николай Чудотворец с облачным деисусом. Россия XIX век.   Старинная икона Святой Николай Чудотворец с облачным деисусом. Россия XIX век.
 
Старинная икона Святой Николай Чудотворец с облачным деисусом. Россия XIX век.   Старинная икона Святой Николай Чудотворец с облачным деисусом. Россия XIX век.
 

Старинная икона Святой Николай Чудотворец с облачным деисусом. Россия XIX век.

AR6452

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона Святого Николая Чудотвореца с облачным деисусом, с Ангелом — Хранителем, Евдокией, Феодором и Екатериной на полях. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение, мастика.  Размеры:  35,3х31х2,4 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Святой Николай Чудотворец — один из наиболее чтимых святых христианского пантеона; так же его знают мусульмане и буддисты. Память святителя, епископа из Мир Ликийских, стоявшего еще у истоков утверждения христианской веры на Востоке, церковь почитает дважды в год: 19 декабря («Никола Зимний») и 22 мая («Никола Вешний», день перенесения мощей в собор города Бари).  На Руси Николу считали не просто «скоропомощником во всех бедах и нуждах человеческих», спасителем от гибели на водах, покровителем воинов, находящихся в неволе или плену, но и даже звали «крестьянским (или народным) Богом»; даже иногда причисляли в одному из лиц Святой Троицы; ему молились об урожае и об удаче на охоте; в каждом доме висел его образ, что даже отразилось в русском языке на уровне пословиц («На тебе полотенце — утрися, на тебе Николу — помолися»).   Древние иконописные подлинники велят его изображать так: «светолепный муж (или старец), облачен в святительские одежды с крестами, седой власами, с бородой, светлый лик».
В данном случае перед нами фронтальное плоскостное поясное изображение святого как одного из участников (наряду с Богоматерью) молитвенного предстояния ко Христу.  Причем в отличие от изображенных стоящими на облаках  обитателями высокого Неба, Мира Горнего, Никола оказывается максимально приближен к молящемуся, он как будто существует в одном времени и пространстве с ним. Это ощущение поддерживается и введением изображений на полях — там в два ряда, вертикально, друг на другом, помещены изображения Ангела-Хранителя и святых мучениц, носящие тезоименитый (патрональный) характер. Это соименные членам семьи или родственникам заказчика небесные покровительницы.  Таким образом, рассматриваемая икона являет собой образ домашней Церкви — семейного молитвенного обращения с просьбами о помощи, заступничестве, покровительстве и спасении.
Стилистически наша икона содержит в себе все узнаваемые приметы иконы «нового времени» и в то же время ее исполнение, особенно - исполнение наиболее символически и семантически значимых частей - «личного письма», одежд, фона, колорит — все остается еще символически — традиционным; все исполнено уверенно, на профессиональном уровне.
Общий ритм — подчеркнуто нарядный и торжественный, внутренний масштаб повышенный (несмотря на некоторую миниатюрность в приемах письма), цвета открытые, звучные, колорит мажорный; образ исполнен божественного света и отражает его.
В целом, икона написана на хорошем профессиональном уровне,  для домашнего моления или для патронального пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.