Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная старообрядческая икона святого Антипы целителя. Россия, Ветка, XIX век.   Старинная старообрядческая икона святого Антипы целителя. Россия, Ветка, XIX век.
 
Старинная старообрядческая икона святого Антипы целителя. Россия, Ветка, XIX век.  
 

Старинная старообрядческая икона святого Антипы целителя. Россия, Ветка, XIX век.

AR6451

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная старообрядческая икона «Святой мученик Антипий со святой мученицей Ириной и святым мучеником Кондратом на полях». Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение, цировка.  Размеры:  27,5х25,8х3,3 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Ветка – традиционный духовный и культурный центр старообрядчества с конца XVII – середины XVIII в. Обособленность региона, наличие духовного центра и авторитетного руководителя, своеобразие среды живших за границей, а затем на окраинах Российского государства, преемственность в передаче из поколения в поколение иконописного мастерства, вплоть до XX в., наличие излюбленных изводов иконографии, характерных стилистических признаков и приемов в технике темперной живописи характеризуют Ветку как крупный иконописный центр, где сохранились традиции православного иконописания. Из письменных источников известно о существовании и монастырских, и слободских мастеров и мастерских, и местных сельских иконописцев, работающих в народных традициях.  Иконописание в Ветке было хорошо налажено и снабжало весь старообрядческий поповского согласия мир иконами. На ветковские иконы ориентировались иконописцы других центров поповского согласия на Дону и Волге, в Молдавии и Буковине, на Урале.  Таким образом, ветковские иконы отличались как художественно — стилистическим, так и  технико-технологическим своеобразием.  
Жизнь в пределах Малороссии наложила отпечаток на вкусы ветковцев, иконы которых отличаются повышенной декоративностью, обилием орнаментов растительного характера, различных техник и приемов, применявшихся на Западе и Руси еще в XI – XIII вв. одновременно и затем широко бытовавших в России с XVII в., что не связывалось уже с Западом, а стало традицией. Так создавался образ духовного горения, огненного свечения.   Декоративность в цвете, свете и рисунке отражает вкусы и идеологию ветковцев, свидетельствуя о преемственности от мастеров Оружейной палаты, Ярославля и Костромы. Влияние костромичей и царских мастеров сказалось на орнаментальности Ветковских икон.   
На нашей иконе — пострадавшие за веру, мученики и проповедники: Святой мученик Антипий жил в конце 3 – начале 4 веков, во времена римского императора Диоклетиана, «царя современника святыхъ апостоловъ», упоминается в «Откровении святого Иоанна Богослова» —  «и не отрекаясь от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель мой Антипа». По житию, которое вошло во вторую половину печатного Пролога, изданного Московским печатным двором в 1643 году, Антипий был поставлен архиереем в церкви города Пергама, расположенного на северо-западе Малой Азии. Он прославился проповедями, после которых многие жители города обращались в христианство. Претерпел мученическую казнь и был похоронен в церкви Пергмаской. По преданию, от мощей святого истощался мир и непрестанно совершались чудеса. За мученическую кончину Антипию была дарована благодать целить верующих от всех болезней, а в особенности – от болезни зубной. Мученики Ирина и Кондрат также прославились своей активной проповеднической деятельностью и искренней любовью к вере истинной, христовой.  Таким образом, на нашей иконе они выступают как зримое отражение  настроение старообрядцев и их  представлений о жизни достойной и праведной.
В нашей иконе присутствуют характерные именно для ветковской иконописи черты: опушь на полях (граница земной и небесной тверди), написанная красной и синей краской; и рамка, отделяющая средник (область вечности) от полей (небесной тверди),- писанная красной и тонкой белильной линией (цвета горнего мира), и скользящие по форме, каплевидные белильные оживки, и пылающий золотой фон, и  открытые, чистые,  локальные цвета. Особенно выразителен лик, окаймленный, как облаком, седыми волосами; так же приковывают к себе внимание тяжелые одежды из драгоценных тканей и обложка Евангелия, с мастерски переданной фактурой материала.

В целом, икона написана на хорошем профессиональном уровне,  все детали тщательно проработаны, композиция выстроена, цвета выверены и сгармонированны.Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.