Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Крупная старинная икона Господа Всевласного – Небесного Царя и Судии. Икона: дерево, левкас, темпера, золочение. Размеры: 51х39х2,7 см.
Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Христос изображен в типе Пантократора. Вседержитель или Пантократор (греч. - «всевластный») - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. На иконах подобного типа Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке он держит свиток, Евангелие (в открытом или закрытом виде), реже — скипетр, державу; правая рука показана в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.; это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме.
На изображениях подобного типа Христос — Спас на Троне - предстает перед нами облаченным в царские одежды, исполненные света, и взыскующе смотрит на предстоящих. Стилистически наша икона принадлежит к еще несколько архаизирующей традиции 18 — 19 веков и сочетает в себе два начала — собственно иконописное (станковое) и характерные для графического искусства черты — в нем как будто оживают образы с листов гравированных Евангелий, поступавших в Россию через Белорусию, Украину и Польшу. Сложный пространственный разворот трона, округлость и объемность фигуры, подчеркнутые кроем одежд, как будто слегка нивилируются «глухим» плоскостным фоном; контурный рисунок жесткий, акценты поставлены на яркой контрастности почти «плакатных» цветов — все здесь призвано обратить наше внимание непосредственно на образ Спасителя, не позволяя взгляду потеряться среди второстепенных деталей. В то же время исполнение «личного письма», нимба и фон, колорит — все остается еще символически — традиционным; исполнено уверенно, на хорошем профессиональном уровне.
Яркий образец русской иконы так называемого «синодального периода»; она, безусловно, обладает самостоятельной эстетической ценностью и в то же время, несет определенную смысловую, философскую нагрузку. Икона написана мастером – иконописцем для домашнего моления или для пожертвования в храм.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес., может представлять интерес для музейного собрания.