Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Большая старинная икона Триипостасное Божество или Святая Троица Новозаветная. Россия, Новозыбков XIX век.   Большая старинная икона Триипостасное Божество или Святая Троица Новозаветная. Россия, Новозыбков XIX век.
 
Большая старинная икона Триипостасное Божество или Святая Троица Новозаветная. Россия, Новозыбков XIX век.   Большая старинная икона Триипостасное Божество или Святая Троица Новозаветная. Россия, Новозыбков XIX век.
 

Большая старинная икона Триипостасное Божество или Святая Троица Новозаветная. Россия, Новозыбков XIX век.

AR6284

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень яркая большая старинная икона Триипостасное Божество в кольце из огненных херувимов и зеленых серафимов. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение, цировка.  Размеры:  53,7х44х3,5 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Икона иллюстрирует стихеру восьмого гласа, звучащую на Великой вечерне Пятидесятницы (творение Льва владыки): «ПРИИДИТЕ, ЛЮДИЕ, ТРИСОСТАВНОМУ Б(О)ЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ, С(Ы)НУ ВО ОТЦЕ СО С(ВЯ)ТЫМ Д(У)ХОМ, ОТ(Е)ЦЪ БО БЕЗЪЛЕТЕН РОДИ С(Ы)НА СОПРИСНОСУЩНА И Д(У)ХЪ С(ВЯ)ТЫ БЕ ВО ОТЦЕ СЪ С(Ы)НОМ ПРОСЛАВЛЯЕМ, ЕДИНА СИЛА, ЕДИНО СУЩЕСТВО, ЕДИНО БОЖЕСТВО». Ниже строкой мелко: «Иже от О(т)ца исходяй на С(ы)не почиваяй, Тр (ои) це С (вя) тая, слава тебе». В центре композиции изображены сидящие Господь Саваоф (справа) и Иисус Христос (слева). Между их нимбами в сиянии — голубь, символ Святого Духа. Триипостасное Божество окружено кольцом из огненных херувимов и зеленых серафимов, с четырех сторон — символы четырех евангелистов. Все остальное пространство иконы заполнено фигурами ангелов  и избранных святых. Нижние представлены стоящими на облаках. Иллюстрация на текст стихеры получила широкое распространение в искусстве середины XVI в.. На нашей иконе также акцентирован момент пребывания на небесах Трех Лиц Святой Троицы, однако добавлен и чисто литургический мотивы: сцена перенесения ангелами плащаницы.
Когда-то иконы подобной иконографии создавались мастерами царскими в Кремле, а в рассматриваемый  период времени  образ Святой Троицы (т. н. новозаветной) - «Триипостасное Божество» был особенно популярен у старообрядцев Ветки и Новозыбкова. Усвоение и усложнение этой иконографии старообрядцами, появление которой они не связывали с Западом, было обусловлено важными для них эсхатологическими настроениями и представлением христиан об участи грешников и праведников. Ведь среди многочисленных аспектов здесь особенно выделена идея крестного пути верных, способных внутри Церкви и с помощью Евхаристии преодолеть разделение и стать сонаследниками Царствия Небесного.
В нашей иконе сохранилось характерное для старообрядческой иконописи семантическое значение основных составляющих иконы и символика ее цветов: опушь на полях (граница земной и небесной тверди), написанная красной и синей краской; рамка, отделяющая средник (область вечности) от полей (небесной тверди),- писанная красной и тонкой белильной линией (цвета горнего мира). Краски открытые, чистые,  локальные цвета. Фон и поля покрыты  серебром с подцвеченной олифой.
В целом, икона написана на хорошем профессиональном уровне,  все детали тщательно проработаны, композиция выстроена. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.