Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная уральская икона Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей, Ангелом-Хранителем и Алексеем Человеком Божьим на полях.  Россия, Урал XIX век.   Старинная уральская икона Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей, Ангелом-Хранителем и Алексеем Человеком Божьим на полях.  Россия, Урал XIX век.
 
Старинная уральская икона Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей, Ангелом-Хранителем и Алексеем Человеком Божьим на полях.  Россия, Урал XIX век.   Старинная уральская икона Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей, Ангелом-Хранителем и Алексеем Человеком Божьим на полях.  Россия, Урал XIX век.
 
Старинная уральская икона Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей, Ангелом-Хранителем и Алексеем Человеком Божьим на полях.  Россия, Урал XIX век.  
 

Старинная уральская икона Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей, Ангелом-Хранителем и Алексеем Человеком Божьим на полях. Россия, Урал XIX век.

AR6283

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень красивая старинная старообрядческая уральская икона с изображением Деисуса с Богородицей и Иоанном Предтечей, на полях Ангел-Хранитель и Алексей Человек Божий, 19 век. Икона: дерево, ковчег, левкас, темпера, фольга, поталь. Размеры: 35.7х30.4x3 см.  Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Перед нами изображение Богоматери и Иоанна Предтечи, предстоящих в молении к центральному образу Христа, изображенного в типе «Царь Царем», сидящего на троне (престоле).  Богоматерь также показана как Царица Небесная; ее и Предтечу отличают символические жесты – они радостно указуют зрителю на Господа, призывая присоединиться к молитвенному обращению.  На полях – патрональные изображения, небесные покровители заказчика – Св. Ангел – Хранитель, незримый спутник, и св. Алексий Человек Божий, известный на Руси еще с 13 века, впервые упомянутый св. Дмитрием Ростовским. Как и в средневековой Европе, на Руси Алексий Ч.Б. был героем многочисленных духовных стихов; ему было посвящено множество храмов в Москве и Вологде, Суздале и Курске. Постепенно сложилась и иконографическая традиция его изображения: «Образом, бородою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина, нищенская рубища», в руке часто держит свиток с молитвенным текстом.  В результате подобного набора изображений в рассматриваемой иконе усиливается две идеи -  служения Богу и его особой роли и власти в жизни человека.
Стилистически рассматриваемое изображение относится к так называемой уральской иконе. Иконописная традиция в данном регионе начинается еще на рубеже далеких 16-17 веков и отсчитывается с создания там знаменитых строгановских иконописных горниц, в которые на работу приглашались талантливые мастера со всей земли российской, в том числе – и из Оружейной Палаты. Именно Строгановы создали на Урале в своих вотчинах высокий уровень культуры, ориентирующийся на лучшие достижения своего времени. Именно отголоски данной художественной, эстетической и духовной традиции, соединившись с интересом к творчеству Оружейной Палаты Московского Кремля, с интересом к искусству барокко и создали необычайный синтез старообрядческого искусства иконописи, построенного на органически – эволюционном соединении лучших достижений мастеров прошлого.
В нашей иконе наглядно проступают все вышеперечисленные тенденции: слоновой кости цвет фона полей сочетается с глубокой зеленью позема; барочные детали, орнаменты одежд, широкий разворот фигуры Спасителя и легкая экспрессивность поз и жестов – со строгановской манерностью и прихотливостью в рисунке складов одеяния И.Предтечи, с характерными удлиненными пропорциями его фигуры; тяготение к «мелочной разделке», любовь к золочению, к плоскостным орнаментам – со стремлением передать объемность и перспективное сокращение деталей трона. Самое удивительное и отличающее наш памятников от более древних произведений – это общая радостная интонация. Темновидные лики изображенных персон здесь веселы, озарены внутренней радостью, из-за которой они даже как будто становятся слегка однотипными, и миловидны, что, собственно говоря, является редкостью для «поздней русской иконы». Икона написана мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления или же для пожертвования.  Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес, может быть рекомендована для музейного собрания.