Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Спас Вседержитель Грозный Судия, Россия XIX век.   Старинная икона Спас Вседержитель Грозный Судия, Россия XIX век.
 
Старинная икона Спас Вседержитель Грозный Судия, Россия XIX век.   Старинная икона Спас Вседержитель Грозный Судия, Россия XIX век.
 
Старинная икона Спас Вседержитель Грозный Судия, Россия XIX век.  
 

Старинная икона Спас Вседержитель Грозный Судия, Россия XIX век.

AR6281

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона Спас на престоле или Пантократор написана в XIX веке. Икона: дерево, левкас, темпера, золочение.  Размеры:  42х33 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Христос изображен в типе Пантократора. Вседержитель или Пантократор «всевластный» - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. На иконах подобного типа Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке он держит свиток,  Евангелие (в открытом или закрытом виде), реже — скипетр, державу;  правая  рука показана в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.; это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме.
На изображениях подобного типа Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. В нашем случае мы видим небольшие «отклонения» от данного типа, проявившиеся в изменении рисунка волос, тяжелыми прядями ложащихся на плечи, и в суровом взгляде, недвусмысленно напоминающих об еще двух основных вариантах изображения Господа — как Спаса на Троне (в типе «Царь Царем» или «Грозный Судия») и о знаменитом древнем изображении «Спас Ярое Око».   То есть, на нашей иконе Христос  открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда) напоминает нам как о своей уже свершившейся искупительной жертве, так и о грядущем Страшном Судилище, на котором он воздаст должное всем ревнителям истинной веры и честным христианам. Не случайно именно образ «Спаса Ярое Око» в новое время пользовался особой популярностью именно в раскольничьей и старообрядческой среде.
Стилистически наша икона принадлежит к еще несколько архаизирующей традиции 18 — 19 веков и сочетает в себе два начала — собственно иконописное (станковое) и характерные черты искусства храмовой декорации, церковных стенных росписей, особенно ярко проступившие в жесткой графичности контуров и линий; акцентах, поставленных на условном белильном изображении складок одежд, ярком контрастном противопоставлении пылающего алого и небесных «цветов» - голубого и синего, отсутствии излишней детализации и дробности.  В то же время исполнение  «личного письма», нимба и фон, колорит — все остается еще символически — традиционным; исполнено уверенно, на хорошем профессиональном уровне. 
Яркий образец русской иконы так называемого «синодального периода»; она, безусловно, обладает самостоятельной эстетической ценностью и в то же время, несет определенную смысловую, философскую нагрузку.
Икона написана  мастером – иконописцем    для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес., может представлять интерес для музейного собрания.