Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Коллекционная старинная икона Нерукотворный Образ Спасителя, Россия, Москва XIX век.   Коллекционная старинная икона Нерукотворный Образ Спасителя, Россия, Москва XIX век.
 
Коллекционная старинная икона Нерукотворный Образ Спасителя, Россия, Москва XIX век.  
 

Коллекционная старинная икона Нерукотворный Образ Спасителя, Россия, Москва XIX век.

AR6278

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная православная икона с изображением Нерукотворного образа Спасителя написана в Византийской технике письма на ковчежной доске  размера:  30,6х26,1х2 см.  Россия, Москва 19 век. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Нерукотворный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является одним из самых известных и почитаемых иконописных изображений в Православной Церкви. Здесь лик Христа концептуально выражает тайну Боговоплощения, а сам Нерукотворный образ в некотором смысле становится иконографическим типом изображений Христа.  Как гласит церковное предание, первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его лик. Имеется две истории об убрусе: восточная и западная. Первая связана со временем правления в сирийском городе Эдессе царя Авгаря, тело которого было поражено проказой.  "Узнав о чудесах, творимых Иисусом, он послал к нему своего живописца Ананию. Анания пришел в Иерусалим и пытался издали написать образ Христа. Спаситель, видя его неудачные попытки, попросил принести Ему воду и полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором запечатлелся его лик" [5, с. 194]. Затем Анания передал Нерукотворный образ царю Авгарю, который при виде лика Христа сначала исцелился частично, а после крещения проказа и вовсе исчезла. В западной истории убруса повествуется о "праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест.
Можно предположить, что подлинный Нерукотворный образ неоднократно являлся единственным достоверным оригиналом для живописцев, изображавших Лик Спасителя.  Это послужило в восточной иконописной традиции развитию двух основных видов изображений Нерукотворного образа - Спаса на убрусе и Спаса на чрепии.  На иконах типа "Спас на убрусе" лик Господа Иисуса Христа помещен на плате, верхние концы которого завязаны узлами. Подчеркнуты складки ткани, а по нижнему краю плата пущена кайма. Вокруг головы - нимб, являющийся неотъемлемой частью православной иконы, в который вписан крест.  Поздние типы "Спаса на убрусе" стали включать двух ангелов по сторонам, держащих платы с ликом Христа. Второй вид иконографии Нерукотворного образа - "Спас на чрепии".  На этих иконах нет изображения плата, фон ровный. В некоторых случаях имитируется каменная кладка.
В обоих случаях центральным элементом иконографии Нерукотворного образа является сам лик Спасителя -  лик человека средних лет с тонкими, одухотворенными чертами, с бородой разделенной надвое, с длинными вьющимися на концах волосами и с пробором посредине.
В нашем случае, писавший икону мастер сознательно ориентировался на стилистику древнерусских писем — в отличие от позднейших «живоподобных» изображений, лик Христа носит достаточно условный характер: темновидный колорит, послойное письмо, жесткая графичная разделка волос и лица линиями, придающими им отдаленное сходство с рисунком древесины, акцент на традиционные детали, символизирующие божественную мудрость и придающие образу трансцендентность (форма головы, высокий лоб с ярко выраженными надбровными дугами), сведенные брови, пристальный, взыскующий взгляд) невольно заставляют нас вспомнит о творениях эпохи Феофана Грека и безвестных мастеров 13-15 веков, об образах «Нерукотворных», созданных А.Рублевым и С.Ушаковым.
Темновидный лик — дань еще византийской технике письма — пронизан сверху белильными оживками и отблесками золотых бликов от рисунка волос и света нимба, и «поддержан» изысканным, бледно — зеленым цветом плата, цветом надежды на Милосердие Божие и Спасение Миру.
Интересный художественный эффект образует сочетание объемных круглящихся форм и ломаных, жестких складок падающей ткани; в свою очередь, вся композиция в целом очень грамотно и гармонично вписана в ограниченное ковчегом пространство средника, так что позволяет нам говорить о высокой профессиональной культуре, вкусе и грамотности создавшего ее художника.
Стилистически данная икона наследует традиции 17 — 18 веков и представляет собой хороший образец русской иконы 19 века.
Икона написана  мастером – иконописцем    для домашнего моления или для пожертвования в храм.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания. Отдельным ее достоинством является очень высокая степень сохранности оригинала (авторской живописи), что в настоящий момент на антикварном рынке встречается достаточно редко.