Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Образ Святого Архангела Михаила с избранным святым Кондратом. Россия XIX век.   Старинная икона Образ Святого Архангела Михаила с избранным святым Кондратом. Россия XIX век.
 
Старинная икона Образ Святого Архангела Михаила с избранным святым Кондратом. Россия XIX век.  
 

Старинная икона Образ Святого Архангела Михаила с избранным святым Кондратом. Россия XIX век.

AR6269

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Заказная старинная икона 19 века «Святой Архангел Михаил с избранным святым Кондратом». Размеры: 32.2x26x2.3 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Распространению культа святого архангела Михаила на Руси способствовала необычайная многогранность его образ в глазах молящегося:  так, архангел Михаил выступает и  как князь (покровитель народов), и как архистратиг – предводитель небесного ангельского воинства; учитель людей; судья – вершитель небесного суда; заместитель; писарь небесной канцелярии; хранитель тайних писаний и проводник душ в царство небесное. В первую очередь , он выступает как одна из ключевых фигур в тематике борьбы христианства с язычеством, Бога с Сатаной, добра – с злом. Но наряду с этим воспринимается и  как пример идеального воина, храброго, духовно и физически непобедимого. Образ святого Михаила помимо иконописи и фресок, чаще других встречается в памятниках искусства, найденных в процессе археологических раскопок, – культовых и ювелирных изделиях, предметах административного использования, произведениях архитектурно декоративной керамика. Иконография святого Михаила развивалась, в основном в двух вариантах, которые отображали двойственную сущность святого Михаила, - как воина и как представителя светской власти. То есть,  традиционно он изображается или в военном снаряжении или в царском наряде. Сохранившиеся до наших дней в музейных собраниях  однофигурные изображения святого, в основном, как и в нашем случае, являются народными иконами. Общими чертами  для них является манера изображения архангела с большими, широко расправленными крыльями, трубящего, с  огненным мечом, пикой с крестом и книгой.
Таким образом, Основным атрибутом архангела Михаила на народных иконах является меч в правой руке, опущенный книзу или кверху, который является символом его миссии защитника Божьего имени и победителя сатаны. . Иногда изображали на иконах скипетр или жезл в руке архангела – символ его авторитета и миссии уполномоченного Божьего посланца.
Иконография  святого архангела Михаила  воплощает в себе идеал непобедимого полководца. В истории "Старого завещания" говорится, что на четвертый день сотворения мира архангел Михаил поверг на землю гордого сатану с злыми духами, что хотел отобрать у Бога власть над миром. Из этого момента архангел Михаил становится во главе небесного воинства. После повергания дьявола он сзывает все небесные силы, чтобы воспевать всемогущество бога.
На нашей иконе он изображен в соответствии с народным, крестьянским представлением о «силе и грозе небес» - благодаря активному использованию пылающих охристых и киноварных оттенков и золота он смотрится как «огнезрачный всадник», персонификация  грозы.  
Стилистически наша икона принадлежит к еще несколько архаизирующей традиции 18 века и сочетает в себе два начала — исконного иконописного и узнаваемых примет «народного искусства», проявившихся как в построении композиции, рисунка
и объемов, выборе красок, так и в самой манере письма — широкой, свободной, пастозной, местами даже рельефной.
Икона написана  мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления и является ярким образцом «крестьянской иконы», к которой принадлежала большая часть предметов религиозного культа в дореволюционной России. Особую ценность такого рода иконам придает проявленное в них «живое религиозное чувство» художника — создателя, свободного, во многом, от формализованных канонов, в рамках которых находились его городские коллеги. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет  антикварный и коллекционный интерес