Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святой Архангел Михаил – Предводитель Воинства Небесного, Россия 19 век. Икона с документом.   Старинная икона Святой Архангел Михаил – Предводитель Воинства Небесного, Россия 19 век. Икона с документом.
 
Старинная икона Святой Архангел Михаил – Предводитель Воинства Небесного, Россия 19 век. Икона с документом.   Старинная икона Святой Архангел Михаил – Предводитель Воинства Небесного, Россия 19 век. Икона с документом.
 
Старинная икона Святой Архангел Михаил – Предводитель Воинства Небесного, Россия 19 век. Икона с документом.  
 

Старинная икона Святой Архангел Михаил – Предводитель Воинства Небесного, Россия 19 век. Икона с документом.

AR6195

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная русская «народная» икона 19 века с изображением Предводителя Воинства Небесного – Архистратига Михаила. Размеры: 31x26.4x1.8 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Архангел Михаил упоминается три раза в книге Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды - в послании апостола Иуды и один раз в Откровении святого Иоанна. Изображается попирающим дьявола; в рост - с доспехами и мечом; верхом - с копьем; с кадилом и весами. Празднование 19 сентября, 21 ноября.
Распространению культа св. архангела Михаила на Руси способствовала необычайная многогранность его образ в глазах молящегося:  так, архангел Михаил выступает и  как князь (покровитель народов), и как архистратиг – предводитель небесного ангельского воинства; учитель людей; судья – вершитель небесного суда; заместитель; писарь небесной канцелярии; хранитель тайних писаний и проводник душ в царство небесное.
В первую очередь, он выступает как одна из ключевых фигур в тематике борьбы христианства с язычеством, Бога с Сатаной, добра – с злом. Но наряду с этим воспринимается и  как пример идеального воина, храброго, духовно и физически непобедимого.
Образ св. Михаила помимо иконописи и фресок, чаще других встречается в памятниках искусства, найденных в процессе археологических раскопок, – культовых и ювелирных изделиях, предметах административного использования, произведениях архитектурно декоративной керамика.  Не следует забывать и о том, что его фресковое изображение чудесным образом спасло от разорения войсками хана Батыя великий Новгород в 1239 году. - по преданию, писанный на стене грозный полководец запретил жестокому хану идти на город. В крестьянской, земледельческой Руси дни его поминовения  одни из самых почитаемых праздников, с ними связано множество обычаев и примет.
Иконография св. Михаила развивалась, в основном в двух вариантах, которые отображали двойственную сущность святого Михаила, - как воина и как представителя светской власти. То есть,  традиционно он изображается или в военном снаряжении или в царском наряде. Сохранившиеся до наших дней в музейных собраниях  однофигурные изображения святого, в основном, как и в нашем случае, являются народными иконами. Общими чертами  для них является манера изображения архангела с большими, широко расправленными крыльями, трубящего, с  огненным мечом, пикой с крестом и книгой.
Таким образом, Основным атрибутом архангела Михаила на народных иконах является меч в правой руке, опущенный книзу или кверху, который является символом его миссии защитника Божьего имени и победителя сатаны. . Иногда изображали на иконах скипетр или жезл в руке архангела – символ его авторитета и миссии уполномоченного Божьего посланца.
Иконография  святого архангела Михаила  воплощает в себе идеал непобедимого полководца. В истории Старого завещания говорится, что на четвертый день сотворения мира архангел Михаил поверг на землю гордого сатану с злыми духами, что хотел отобрать у Бога власть над миром. Из этого момента архангел Михаил становится во главе небесного воинства.  После повергания дьявола он сзывает все небесные силы, чтобы воспевать всемогущество бога.
На нашей иконе он изображен в соответствии с народным, крестьянским представлением о «силе и грозе небес» - благодаря активному использованию пылающих охристых и киноварных оттенков и золота он смотрится как «огнезрачный всадник», персонификация  грозы.   Следует отметить, что иконы с изображением Архангела Михаила были широко распространены по всей Руси.
Стилистически наша икона принадлежит к произведениям «народного искусства», что ярко проявилось здесь как в приемах построения композиции, рисунка, общей плоскостности изображения, колористической гамме, так и в самой манере письма.
Икона написана  мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления или же для обетного пожертвования во храм и является ярким образцом «крестьянской иконы», к которой принадлежала большая часть предметов религиозного культа в дореволюционной России. Особую ценность такого рода иконам придает проявленное в них «живое религиозное чувство» художника — создателя, свободного, во многом, от формализованных канонов, в рамках которых находились его городские коллеги.