Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная Ветковская икона Богородица Страстная с приписными святыми. Старинная икона с экспертизой!   Старинная Ветковская икона Богородица Страстная с приписными святыми. Старинная икона с экспертизой!
 
Старинная Ветковская икона Богородица Страстная с приписными святыми. Старинная икона с экспертизой!   Старинная Ветковская икона Богородица Страстная с приписными святыми. Старинная икона с экспертизой!
 

Старинная Ветковская икона Богородица Страстная с приписными святыми. Старинная икона с экспертизой!

AR6103

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона «Страстная Богоматерь с избранными патрональными  святыми на полях: святой царицей Еленой, святой Анной, святой Христиной (Кристиной) Тирской, святым преподобным Илларионом». Икона: дерево, левкас, фольга, золочение, цировка, темпера.  Размеры: 26,7х21,8х2,8 см. Юг России, «ветские письма», заказная икона,  XIX  век.
Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Данная старинная икона отличается подлинно эстетическим совершенством своего уровня исполнения, образного и стилистического строя. Причем все эти черты удивительно гармонично сочетаются в ней с присутствующей в памятнике как бы подспудно глубокой идейно — философской направленностью, выражающейся, в первую очередь, в так называемой иконографической программе — то есть, выборе типа Богоматери и подборе святых.  При всем том, что рассматриваемая икона, безусловно, является ярким образцом написанной в индивидуальном порядке и, вне всякого сомнения, должна была включать в себя изображения святых покровителей родственников  семьи заказчика или заказчицы, помещенные здесь персонажи связаны общей идей желания знать, изучать, прославлять, исповедовать и даже быть готовым пострадать за свою Веру, за веру «истинную».  Ведь перед нами Пророчица, известившая о грядущем приходе Спасителя в мир; раннехристианская мученица;  Царица, послужившая утверждению православия и Киево — Печерский монах, схимник,  подвижник и книжник, «в дальних пещерах проживающий». Собранные вместе, они отражают разные испостаси духовного подвига — от мирского до  потаенного монашеского, от врачевания тел и душ недужных до создания «правильных» книг и разумного и правильного использования верховной власти — во благо человека и Бога. Не случайно они изображены на золотом фоне — это символическое напоминание о незримом постоянном присутствии Божественного света в их жизни и света благодати, который будучи, в свою очередь, отраженным от данной иконы, придет в душу человека ее созерцающего и хранящего. Показателен и сам выбор типа изображения Богоматери с младенцем - «Страстная» - когда с двух сторон к изображению Марии с младенцем приближаются ангелы, несущие в своих руках орудия грядущих мученичеств и пыток («страстей»), которые придется перенести Спасителю перед Распятием. Известный дореволюционный ученый Н.П.Кондаков объяснял смысл именно данного извода так: «Младенец первый увидел орудия Страсти, но Мать не только увидела их. Она поняла и сердечно сокрушилась будущим мученичеством Сына; меч пронзил Ее душу и видя глубокую скорбь на ее лице, Младенец забыл свой испуг и прильнул к Матери, стараясь Ее утешить». И если мы внимательно присмотримся, вопреки бытующему представлению об иконе как об искусстве статичном, мы увидим, что в ней заключено много движения — и в наклонах тел, голов, движениях голых ступней Младенца и рук; словно восклицают, воздевая ладони, святые мученицы на полях; тяжелые одежды как будто вихрятся — они изломаны складками сложного рисунка, отражающими внутренние эмоциональные порывы и душевные движения; наконец, сама манера письма, предусматривающая акцент белильными бликами придает направление, живость и некую диалогичность взглядам Богоматери и Богомладенца. Стилистически наша старинная икона, принадлежит к произведениям крупного старообрядческого духовного и культурного центра Юга Руси, Ветки, наследует сразу нескольким большим традициям: домонгольской, еще византийского корня, манере личного «темновидного» письма с последовательным и послойным моделированием объемов, использованием санкиря, карнации, подрумянки и белильных оживок в личном письме, и искусству костромских и ярославских мастеров 17 — 18 веков,  с их любовью к орнаментам и прихотливому, изысканному линейному рисунку складок.  Икона написана  мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления.