Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная четырехчастная икона на щепе Богородица Казанская, Святой Николай Чудотворец и святые покровители Фрол и Лавр.   Старинная четырехчастная икона на щепе Богородица Казанская, Святой Николай Чудотворец и святые покровители Фрол и Лавр.
 
Старинная четырехчастная икона на щепе Богородица Казанская, Святой Николай Чудотворец и святые покровители Фрол и Лавр.  
 

Старинная четырехчастная икона на щепе Богородица Казанская, Святой Николай Чудотворец и святые покровители Фрол и Лавр.

AR5822

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Антикварная народная икона 19 века на щепке разделена на 4 части (четырехчастная икона). В верхних частях изображения Божьей матери Казанской и Святого Чудотворца Николая, в нижних двух частях изображения святых мучеников Фрола и Лавра, на Руси святые мученики Фрол и Лавр почитаются как покровители домашнего скота. Изображения Фрола и Лавра были практически во всех деревенских домах, в которых была живность. Икона имела вертикальную трещину и была склеена. Лики и руки святых не имеют ни малейшей утраты, икона без реставраций и другого рода вмешательств. Размер: 27,5х19х0,6см. Очень необычная истинно народная православная икона выполнена в технике икона на щепе (щепке) или щепная "икона". Подобный тип икон существовал в России на протяжении всего лишь 30 лет, взлет применения техники "икона на щепке" выпал примерно период с 1880 по 1910 гг. Этот тонкий пласт в истории иконописания был практически утерян, из-за своей хрупкости до наших дней дошли считанные единицы когда то очень популярного и разошедшегося по всей православной России иконного типа. Свое название "икона на щепе" берет от техники исполнения. Иконописный мастер от липового или осинового чурбака топором откалывал щепу в 5-6мм толщиной, высушивал, затем в одно касание шпателем наносил левкас (грунтовую основу иконы) и после просушки писал изображение святого. Обклеивалось такое произведение тончайшей фольгой с прочеканенным орнаментом, вставлялась в наскоро сколоченный ящичек-киот , закрывалась стеклом и таким образом, создавался для иконы определенный микроклимат, что позволяло живописи сохраняться в первозданном виде довольно долгое время. В большинстве случаев иконописец не удосуживался прописывать ничего кроме ликов и рук святых, ведь все скрывал фольговый оклад, однако некоторые особо набожные и праведные мастера не экономили на времени и прописывали весь сюжет полностью. Именно такой вариант вы видите на данной иконе. Иногда щепные иконы называют еще лубочными - в этом случае форма икон выгнутая (по объему ствола дерева), основа обрабатывалась только с лицевой стороны. Чаще всего на щепной иконе изображали Спаса, Николу Чудотворца и Богоматерь с младенцем. Если посмотреть соотношение этих сюжетов с другими, то их получается абсолютное большинство. Однако это интереснейшее явление в истории иконописания на рубеже веков включало очень широкий перечень сюжетов: от простых подокладниц до многочастных "Праздников" и "Избранных святых".
Соприкосновение со щепной иконой напоминает прикосновение археолога к древним предметам в культурном слое раскопа.