Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Большая старинная икона с сюжетом Покров Пресвятой Богородицы написана на массивной толстой доске, на оборотной стороне иконы две встречные шпонки. Старинная икона Покров Богородицы выполнена в наиболее редком варианте, который имеет название Новгородский извод. Основным отличием изводов иконы Покров богородицы является момент изображения Богородицы: если Богоматерь изображали с покровом в руках - среднерусская иконография, если покров над Богоматерью поддерживают ангелы - Новгородский вариант. Эта старинная икона дошла до наших дней практически в идеальном для 200 летнего предмета состоянии, полностью сохранено золото фона, краски не потеряли былую яркость и мягкость переходов. Прекрасный экземпляр для коллекции Русских православных икон. Размер: 35,5х31 см.
Историческая справка:
Принято считать, что праздник Покрова Богоматери (1/14 октября) был установлен в середине XII века владимирским князем Андреем Боголюбским. В день Покрова вспоминаются события, описанные в Житии константинопольского святого Андрея Юродивого. Однажды, когда столице Византии угрожали сарацины, блаженный Андрей и отрок Епифаний молились во Влахернском храме об избавлении от нашествия иноверцев. Во время всенощной службы они увидели Богоматерь, окруженную святыми в белых одеждах. Помолившись перед алтарем, Богоматерь сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися в знак защиты и покровительства.
В публикуемой иконе из Ярославского музея соединены элементы разных иконографических вариантов. Мария, изображенная в центре композиции на фоне пятиглавого храма, два ангела, парящие над ней, поддерживают покров. Богоматери предстоят Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, упомянутые в рассказе о видении Андрея Юродивого. За ними представлены святые, объединенные в группы по чинам святости.
В центре нижней части иконы изображен стоящий на амвоне гимнограф Роман Сладкопевец в диаконских одеждах. По преданию, Роман не обладал даром стихосложения и пения и не мог прославлять Богоматерь в храме. Однажды ночью Роману явилась Богоматерь, вложившая ему в уста свиток. После этого Роман сочинил множество прекрасных песнопений. Сцена явления Богоматери Роману Сладкопевцу помещена в правом нижнем углу иконы.