Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Очень редкий старинный складень 18 века Спас Смоленский с избранными святыми.   Очень редкий старинный складень 18 века Спас Смоленский с избранными святыми.
 

Очень редкий старинный складень 18 века Спас Смоленский с избранными святыми.

AR5046

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень редко встречающийся на рынке икон и что очень важно - полностью комплектный складень Спас Смоленский с избранными святыми. Первая половина 18 века.
В среднике изображен Спас с цатой на груди, внизу — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. В верхней части — ангелы с орудиями страстей. На створках представлены избранные святые: на левой — святители Гурий и Варсонофий Казанские, на правой — святые Иоанн Предтеча и Никола Чудотворец.
Тип стоящего и благословляющего Христа с Евангелием получил название Христа Халкита, или Халкитиса, по несохранившейся мозаике, находившейся над главными вратами константинопольского императорского дворца (Халки). Не сохранился и повторявший ее мозаичный образ на западной стене центрального нефа Софии Константинопольской, также над императорскими вратами. Благословение Спасителя в данном случае обращалось в первую очередь к императору, проходящему через врата, хотя распространялось и на всех присутствовавших в храме. Подобный тип встречался в византийской книжной миниатюре, прикладном искусстве и иконописи. В русском искусстве изображение Спасителя типа Халкита находится, например, на новгородских кратирах конца XI - первой трети XII в. и на обороте новгородского же креста-мощевика рубежа XIII-XIV вв. из Хильдесхайма. Значительно большее распространение на Pycи получил другой вариант ростового изображения Христа - "Спас с припадающими". Первой русской иконой, где святые припадают к ногам стоящего Спасителя, считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В.И. Антонова, как и последующие авторы, без ссылки на источник пишет, что в 1521 г. эта икона была заменена фреской. Поэтому иконографический вариант ростового Спаса с припадающими в литературе и носит наименование Спаса Смоленского (так он значится, в частности, у Н.П. Кондакова). Существует также точка зрения, согласно которой "Смоленским" может называться только образ с припадающими Варлаамом и Сергием, поскольку именно он находисся над Спасскими (Фроловскими) воротами; все же другие варианты только повторяют его композиционную схему.
Среди прихожан московской церкви Иоанна Воина на Якиманке бытует легенда, что икона "Спас с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским", находящаяся в этой церкви в киоте справа перед иконостасом, была перенесена туда со Спасской башни Кремля. Однако в действительности она по описям XVIII в. значится в местном ряду иконостаса. Очевидно, икона была создана для храма Иоанна Воина вместе с первоначальным иконостасом (1717 г.)15. Что же касается образа с кремлевской башни, то нет достаточных оснований утверждать, что это была именно икона, а не фреска. О времени появления надвратного образа (иконы или фрески) говорится только в поздних источниках, причем авторы связывают его с чудом 1521 г. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: "Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее - бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию". Судя по всему, мнение о помещении над Фроловскими воротами изображения Спаса Смоленского около 1514 г. возникло, с одной стороны, на основании имевшегося там образа Спаса с Сергием и Варлаамом, и, с другой, в результате именования этого образа Смоленским. Однако сам факт возникновения некоей новой иконографии Спасителя в 1514 г. достаточно достоверен: в этом году в благодарность за взятие Смоленска у Москворецких (Водяных) ворот Китай-города, недалеко от Фроловских ворот Кремля, возвели церковь Спаса Всемилостивого, "зовомого Смоленского"; в ней, несомненно, имелась храмовая икона с таким названием.