Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Славянский бронзовый амулет Боевой Топор. Славяне XI - XII.   Славянский бронзовый амулет Боевой Топор. Славяне XI - XII.
 
Славянский бронзовый амулет Боевой Топор. Славяне XI - XII.  
 

Славянский бронзовый амулет Боевой Топор. Славяне XI - XII.

AR4828

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Бронзовый амулет славянского война-дружиника в виде проушного боевого топора с оттянутым вниз лезвием, полукруглым вырезом в основании, удлиненным обухом с мысовидными выступами, двумя парами щековиц, сквозным отверстием для крепления чехла на лезвии и выступом на его внутренней стороне (тип IV, по Кирпичникову). Клинок топора заполнен циркульным орнаментом.
Бронзовые амулеты подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян.
Таким образом, как форма амулетов-топориков, так и обстоятельства находок склоняют к мысли о связи этих предметов с воинской средой и специфичными для нее верованиями и обрядами. Амулеты воспроизводят не обобщенный образ топора, а конкретный тип боевого оружия, и находки их связаны преимущественно с теми древнерусскими памятниками, где наиболее велика вероятность встретить следы профессиональных воинов. Известно, что боевые топоры в Древней Руси были основным оружием младших дружинников - «отроков». С учетом всего вышеизложенного в бронзовых топориках-амулетах можно видеть своеобразные знаки принадлежности к воинскому сословию, которые давались сыновьям дру­жинников при постригах - обрядах, сопровождавших первое обрезание волос у ребенка.
Хотя топор в индоевропейской мифологии - оружие бога-громовика и почитание его у славян в основе своей связано с культом Перуна, археологический контекст наших находок не дает указаний на то, что они имеют какое-либо отношение к почитанию высших божеств языческого пантеона. Бронзовые топорики-амулеты не были известны на Руси в Х в.. когда язычество было официальной государственной религией; устойчивая «иконография» амулета сложилась в XI в., когда святилища Перуна были уже разрушены. Сам тип топора, который воспроизводят амулеты, не древняя архаичная, а новая форма оружия, получившая распространение лишь в ХI в. По-видимому, после принятия христианства дружинники быстро отказались от почитания высших языческих богов, но языческие верования, связанные со специфическим укладом жизни профессионального воина, напротив, получили в XI в. дальнейшее развитие, что вы­разилось в появлении особых типов воинских  амулетов.