Яркая старинная икона Чудо Святого Георгия о Змие. Россия, Гомель-Чернигов 1860-1890 год


Частная коллекция
Артикул : AR8562
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1860-1890 год
Регион: Россия, Гомель-Чернигов
Размер: 52,5х42,5х2,3 см
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная крупноформатная икона Святой Георгий Победоносец поражающий копьем змия или Чудо Святого Георгия о Змие была написана в одной из иконописных мастерских, находящихся в регионе Гомель-Чернигов, период 1860-1890 год. Икона яркая, сочная, украшенная розанами. Она в полной мере отражает несколько наивное стремление автора через доступную нашему пониманию форму красоты земных сокровищ и земных красот передать представления о красоте мира Небесного, о величии и красоте подвига святого. Икона в отличном экспозиционном состоянии, произведена тщательная рачистка от загрязнений, восстановлены незначительные локальные утраты. Такая икона станет прекрасным запоминающимся подарком для человека верующего и отлично подойдет для подношения в православный храм.
Святой великомученик Георгий Победоносец – покровитель военных, земледельцев, животноводов. Икона, на которой изображен его образ, защитит всех, кто несет действительную воинскую службу, находится в запасе или уже ушел на заслуженный отдых, отдав воинскому делу годы жизни. Вместе с ними молитва перед иконой защитит и их семьи. Также перед иконой святого Георгия Победоносца молятся о новобранцах срочной службы, о том, чтобы служба была удачной и молодого воина миновали возможные превратности, которые могут происходить в период исполнения им воинского долга. Тем, кто живет на селе, хорошо читать молитвы святому Георгию и иметь в доме икону его, чтобы молитва перед ней защитила от проблем, связанных с ведением сельского хозяйства. Георгий Победоносец изображен на флагах Москвы и Подмосковья в память об основании Москвы князем Юрием (вариант имени Георгий в России – Юрий, Егорий, Егор) Долгоруким и является покровителем и защитником Москвы и Подмосковья. Также святой Георгий почитаем в Грузии, Осетии и в конфессиях Западной Европы. Икона с образом святого Георгия, молитва перед ней помогают также земледельцам и животноводам – ему молятся о сохранении урожая и здоровье скота, защите от стихии в сельском труде. Празднование в честь Святого великомученика Георгия Победоносца совершается 4 раза в год: 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря.
Среди особенностей данной иконы необходимо отметить, в первую очередь, ее значительный размер; полихромный яркий нарядный колорит, зримо передающий представления о христианстве как о радостной религии и необычную стилистику, в которой напрямую отразилось южнорусское (или малороссийское) происхождение данной иконы.
Творческое сознание создавшего ее самобытного, непрофессионального иконописца преломило и переработало в себе «западное» книжное начало, проникшее в Россию в виде гравированных  Евангелий и отдельных листов с изображениями католических святых, и народные представления о красоте конского убранства и убранства воина.
Особый интерес представляет решение фона с включением в него пришедших из народного прикладного искусства, набивных тканей, вышивки, росписи по дереву орнаментальных и стилизованных растительных элементов. Формы крупных цветков по обе стороны от головы святого заместили собой изображения Луны и Солнца, а также изображения кучных облачков, переработав их формы и формы барочных завитков-картушей воедино.
В целом, использованные на данной иконе иконография и орнаментика восходят еще к самому концу XVIII века, но учитывая определенный консерватизм и некоторое запаздывание в провинциальном искусстве датировку следует поднять до XIX века.
Нижнюю часть изображения занимает трехполосный почти «реалистический» пейзаж, в то время как орнаментальный рельефный фон верхней части вызывает ассоциации с убранством дорогих окладов икон.
Вообще, подчеркнутое внимание к детали, присутствующее здесь, отражает несколько наивное стремление автора через доступную нашему пониманию форму красоты земных сокровищ и земных красот передать представления о красоте мира Небесного, о величии и красоте подвига святого.
Показательно, что сам святой изображен очень молодым, безбородым юношей, с по-юношески припухлым округлым лицом и почти мечтательным взглядом – в чертах его лика присутствует что-то, сближающее его с западной традицией изображения пухлощеких херувимов, то есть что-то ангельское. То есть невольно акцент поставлен не на воинскую сторону подвига, а на внутреннюю чистоту и целомудрие святого.  Подобным незначительным изменением внешней формы достигается новое символическое звучание образа.
Время создания и подлинность иконы не вызывают сомнений.
Как произведение южнорусской иконописи возрастом более 100 (ста) лет обладает не только сакральным значением, но и исторической, художественной и культурной ценностью, антикварным и коллекционным значением. Может представлять музейный интерес.
Житие Святого великомученика Георгия Победоносца
Георгий, прославившийся на весь мир как верный и ревностный подвижник христианской веры, родился во второй половине III века н.э. в городе Бейрут, который расположен в Каппадокии у подножия величественных Ливанских гор. Родители его были благочестивыми христианами: отец трагически погиб за Христову веру ещё в младенческие годы Георгия, а мать, оставшаяся богатой вдовой, воспитала сына в скромности и искренней любви к Спасителю и Господу Богу.
С самых юных лет Георгий отличался живым умом, добрым нравом и необыкновенной храбростью. Едва поступив на военную службу в римское войско, юноша снискал восхищение и признание действующего императора Диоклетиана и был удостоен должности старшего начальника императорской стражи.
Диоклетиан являлся ярым приверженцем языческой веры и неустанно устраивал гонения на христиан. На закате своего правления тиран выступил в сенате и повелел учинить жестокую расправу над христианами, пообещав со своей стороны оказать всевозможную помощь в этом злодеянии. Юный Георгий, услышав столь невыносимую для него весть, раздал всё своё имущество беднякам, подписал вольные для рабов и отправился в сенат, чтобы исповедовать Слово Божие. Поступок этот таил в себе опасность – такой дерзости Диоклетиан не простил бы никому. Но храброе, пылкое и чистое сердце Георгия не знало страха – юноша открыто выступил против тирана и поведал всем собравшимся о спасительной вере во Христа. Его слова вошли в историю: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине. А Истина есть Сам Христос, гонимый вами!».
Диоклетиан был поражен дерзостью Георгия, но он испытывал искреннюю привязанность к юноше, а потому начал уговаривать его отказаться от своих слов, не губить росток юной жизни и сохранить римскую честь. Император настаивал на том, чтобы Георгий отрекся от Христа и принёс жертву в честь языческих богов. Но Святой Георгий, показав незыблемость своей веры, отвечал: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Непокорность одного из любимейших воинов окончательно ожесточила сердце Диоклетиана, прогневавшись, он приказал своей страже силою острых копий загнать Георгия в темницу. Но сам Господь Бог выступил на защиту своего верного раба, – не успевала сталь коснуться тела юноши, как делалась мягкой и податливой и совершенно никакого вреда не причиняла Георгию. И тогда яростный император заточил Святого в темницу, а для того, чтобы доставить ему невыносимые муки – заковал в кандалы, а на грудь водрузил тяжелый камень.
На следующий день над Георгием учинили жестокий допрос. Но храбрый воин по-прежнему оставался непреклонен и постоянно молвил императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Ярость поглотила сердце Диоклетиана, не в состоянии совладать с твёрдым духом своего бывшего стражника, император приказал подвергнуть Георгия самым изощренным и жестоким пыткам. Его привязали к колесу, под которым лежали доски с торчащими вверх острыми прутами. Когда колесо вращалось – острия впивались в тело Георгия, раздирая его на части. Но все, что мучители смогли услышать от Святого – был лишь громкий призыв к Господу Богу и упование на Его благодатную помощь. Вскоре Георгий умолк, и палачи решили, что страдалец испустил дух. Диоклетиан направился в языческие капища, чтобы принести кровавую жертву своим немилосердным богам. Но в этот момент день померк и раздался гром, какого никто не слышал прежде. А потом могущественный и сильный голос прозвучал с самых небес: «Не бойся, Георгий, Я с тобою!». И тут же все озарилось ярчайшим светом дивной красы, а подле тела Святого явился лучезарный Ангел и, возложив добрые руки свои на мученика, молвил: «Возрадуйся!». И лишь прозвучало это слово – встал Георгий, и был он прекрасен, как и прежде, и абсолютно невредим.
Георгий отправился в языческие капища и предстал перед Диоклетианом. Не веря своим глазам, тиран лишь говорил, что все это обман, что не мог Георгий ожить, и перед ним сейчас находится другой человек. Но те, кто был в капище, признали Святого. И многие пали на колени, уверовав во Христа, и тотчас отправил их на верную смерть жестокий император. Царица Александра, также присутствовавшая здесь, пораженная чудом, познала истинного Бога и хотела исповедать веру Его, но стража императора вывела её из капища.
Диоклетиан впал в ещё большую ярость и задался целью сломить честный и сильный дух Георгия. Над Святым учинили новые пытки, более изощренные и страшные. Сначала Святого посадили в глубокую яму, которую до самых краев наполнили негашёной известью. Но через три дня, когда император в предвкушении своего триумфа приказал выкопать Георгия, – тот оказался совершенно здоров, прекрасен телом и бодр духом. Тогда Диоклетиан приказал обуть Святого в железные сапоги, подковать их раскаленными гвоздями и заставить юношу бежать в них до самой темницы. На следующий день Георгий вновь предстал на допросе – ноги его были невредимы, а сам он с мягкой улыбкой лишь сказал, что сапоги показались ему очень удобными. Разъяренный император приказал избить Георгия розгами так, чтобы кровь смешалась с глиной, а сам мученик отрекся от своей веры. Но Святой и здесь сохранил храбрость и крепость духа и не отрекся от Христа.
После этого Диоклетиан уверился, что лишь силы магии способны поддерживать жизнь в теле юноши. Император призвал чародея Афанасия и приказал умертвить Георгия. Языческий волхв подал Святому два напитка, один из которых должен был лишить Георгия чудодейственной силы, а второй – убить. Но и зелья оказались бессильны перед искренней верой во Христа. Отвечая императору на вопрос о том, какая сила помогает ему преодолеть все эти пытки, Георгий молвил: «Я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». И тогда Диоклетиан полюбопытствовал, какие же дела сотворил Христос. Святой ответил ему: «Слепых просвещал, прокаженных очищал, подавал хромым хождение, глухим - слух, изгонял бесов и воскрешал умерших».
Тогда император решил разоблачить Георгия, ибо знал он, что ни римские, ни греческие боги, ни языческие чародеи не в состоянии воскресить умершего. И приказал Диоклетиан, чтобы Святой явил чудо воскрешения. Георгий ответил, что не ради злого умысла императора сделает это, а ради обычных людей, которые смогут убедиться в истинности христианского учения. Подойдя к гробнице, Святой призвал Господа, и Он не оставил горячего подвижника своего – мертвец, ожив, восстал из гроба. И свершился светлый замысел Георгия – многие люди в тот момент поняли, что прежде жили в неведении и даже чародей Афанасий со слезами на глазах присоединился к Христову учению.
Диоклетиан же, утратив всякий здравый смысл, вновь заточил Святого в темницу. К Георгию стали приходить люди, больные, несчастные, они ухитрялись найти лазейки, чтобы проникнуть к сыну Божию и получить от него утешение в своих бедах и исцеления от болезней. Слава о Георгии разлетелась далеко за пределы римского града, а благодатная сила Святого заставила тысячи язычников отречься от своей веры и последовать за Истинным Богом. Диоклетиан, невероятно напуганный этим, решил одолеть Георгия хитростью: он предложил Святому править Римом вместе, но взамен потребовал совершить жертвоприношение в честь языческого бога Аполлона или умереть в позоре и муках.
Всю ночь Георгий провел в усердной и горячей молитве, пока на него не снизошел благодатный сон. И посетило Святого чудесное видение, – в дивном сиянии явился к нему сам Господь Бог и промолвил: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Утром Диоклетиан пришёл в темницу к Святому и потребовал от него ответа: «Будешь ли ты, Георгий, настаивать на своём, или разделишь власть над Империей со мной, вернувшись к вере в Римских Богов». И решил Святой ответить хитростью на хитрость – сделавшись покорным, Георгий сообщил, что лишь этого предложения и ждал от императора. Обрадованный Диоклетиан приказал немедленно отправиться в капище Аполлона, где уже собралось множество людей, ибо император мечтал о том, что бы все жители Рима засвидетельствовали отречения Георгия от Христа.
Все замерли в ожидании, гадая о том, принесёт ли христианский Святой жертву в честь языческих богов. Георгий подошел к идолу и вопросил: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». И сам бес, укрывшийся в жертвеннике, ответствовал ему: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». И почувствовал Георгий праведный гнев и спросил грозно о том, как посмели бесы прийти в то же место, что и он – верный раб и служитель Господа. И тотчас раздался страшный шум и стали низвергаться идолы, рушиться жертвенники и задрожало капище, точно земля разверзлась под ним.
Поднялась волна смятения, негодования и плача – иные, как царица Александра, прибежавшая на шум, прославили Христа, другие в исступлении требовали немедленной казни Георгия, а третьи – плакали от растерянности. Это была агония языческой эпохи: вместе с обрушившимися идолами, рушилась и та вера, на которой веками строилось могущество Империи. Наблюдая за крахом всех своих стараний, Диоклетиан приказал немедленно отсечь голову Георгию и Александре, которая подле его ног обличала язычников и славила праведный путь Спасителя. Она лишь молча и покорно последовала за Святым на эшафот.
Это событие происходило 23 апреля 303 года. Георгий, прозванный Победоносцем за своё действительно триумфальное сопротивление языческой вере, спокойно поднялся к месту казни. Он был прекрасен, лик его светился умиротворением, а последнее, что он сказал – была просьба к Господу о том, чтобы Он был милостив к палачам и простил их грешные души, заблудшие в неведении и не видевшие яркого света христианской Истины.
Георгий окончил свой земной путь, когда ему ещё не исполнилось и 30 лет. Он мог бы стать прославленным полководцем и совершить множество благих дел. История его жизни, это не просто прекрасная повесть о доблести и глубокой вере человека, которому выпала большая честь стать носителем Божественного дара. Это подлинный пример того, насколько жестоко, беспощадно и нелепо могут действовать люди, обличенные властью, но обделенные благодатной искрой Истинного знания. Всего лишь спустя 10 лет после расправы над одним из самых излюбленных христианских Святых римский престол принял талантливый и мудрый правитель – равноапостольный Константин. На знаменах Империи впервые появился Крест, выстраданный тысячами мучеников. Христианство прославилось, одержав победу над смутой языческой веры. Этому торжеству мы обязаны и Георгию Победоносцу.

Чудо Георгия о змие
Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии. Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же. Списки, относящиеся к первому варианту, повествуют о царе града Лаосия Селевине, который поклонялся Аполлону, Гераклу, Скамандру и Артемиде. Господь насылает на город бедствие: в озере недалеко от града «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». Царь пытается осилить змея войсками, но напрасно; тогда он предлагает народу жертвовать в пищу змию детей, от богатых и до бедных, начиная с него царя. Когда народ изъявил согласие, царь готовит дочь на смерть; но им овладевает раскаяние, и он предлагает народу за выкуп оставить ему дочь, но народ не соглашается. Девицу выводят на съедение змею. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". По повелению Божию, он один уклонился в сторону к озеру и увидел девицу. Девица уговаривает его уехать поскорее, но он обещает ей свою помощь, если она уверует в Иисуса Христа. Из ответа девицы видно, что отец ее преследовал христиан. Георгий взывает к небу о помощи, и с неба слышится ободряющий его глас. Змей выходит из озера на берег и прыщет ядом на Георгия; святой заклинает его именем Божиим, и змей начинает лизать его ноги. По повелению Георгия, царевна на своем поясе ведет змея в город. Горожане разбегаются в ужасе. Георгий предлагает им уверовать в Бога, обещая убить змия; в противном случае грозит пустить его на город. Когда Георгий убивает змия, царь обращается к Богу с благодарственною молитвою. Призванный Георгием епископ Александр крестит в 15 дней сорок тысяч человек. Из земли истекает водный источник, исцеляющий всякие недуги. Георгий уезжает, провождаемый людьми града с великим плачем. Царь строит в его имя церковь, и царевна, нареченная Марией, посвящает себя Богу.
В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию кроме святого Георгия включаются град Лаосия, царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, царь Селевин. Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

Молитва перед иконой «Чудо Георгия о Змие»
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепи­хомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...