Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.   Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.
 
Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.   Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.
 
Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.   Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.
 

Старинная икона Божией Матери именуемой Троеручица с золотой ручкой. Россия, Гуслицы 1850-1860 гг.

AR8398

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная православная икона с очень почитаемым старообрядцами Образом Божией Матери Троеручицы была написана в одной из иконописных мастерских староверов белокриницкого согласия, находившейся в селе Гуслицы на юго-востоке Московской области в период 1850-1860 гг. Гуслицы - известный старообрядческий центр на юго-востоке Московской области, район компактного проживания староверов, большинство из которых признавали священство (поповцы). Свое название эта местность получила от имени древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев, осевших на территории Гуслицкого края после церковного раскола, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.
Икона написана по индивидуальному заказу, на полях изображены избранные святые покровители Святая Мария Мученица и Святой Преподобный Павел, третья рука выполнена в виде золотой руки (по всей видимости заказчик каким то образом был связан с ремесленным производством и таким образом выразил святому образу свое особое почтение). Икона «Троеручица» является едва ли не самой почитаемой иконой Богородицы в среде староверов, после Казанского образа конечно же. Российская Православная Церковь отмечает день иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», 11 и 25 июля по новому стилю. Старообрядцы же отмечают «Образ Пресвятой Богородицы Троеручицы» 17 декабря по новому стилю. Это день Иоанна Дамаскина, с которым и связано происхождение иконы «Троеручицы», относящейся к разряду чудотворных. Однако трагическое событие в житии Иоанна, повлекшее за собой появление иконного образа, в Древней Руси прошло через фольклорную интерпретацию, что и привело к утверждению в иконописи разных традиций в списках Богоматери - Троеручицы. И связано это с очень важной деталью иконы - изображением третьей руки до локтевого сустава или же только кисти. Произведена косметическая реставрация, икона очищена от грязи и почерневшей олифы, живопись закреплена и покрыта специальным защитным составом. Икона в прекрасном коллекционном состоянии, полностью готова к размещению в экспозицию частного музея или красный угол. Размер иконы: 31х26х2,6 см.
Данная старинная икона, по вашему желанию, может быть укомплектована красивым подарочным футляром «под красное дерево».


Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Икона «Троеручица» является защитницей каждой страждущей души. Подле иконы Божией Матери «Троеручица» можно молиться о защите от зримых и незримых врагов, от насилия и клеветы. Обращаются к Пресвятой Богородице около этого образа с просьбами о мирском благополучии и крепком здоровье (особенно при глазных болезнях, недугах ног и рук). Образ способствует росту и увеличению благосостояния. Также образ Божией Матери «Троеручица» покровительствует тем, кто занимается ремеслами и зарабатывает на хлеб насущный прилагая свои талантливые руки. Празднование иконе Божией Матери «Троеручица» совершается 11 и 25 июля, 17 декабря по новому стилю.



Икона Божией Матери «Троеручица».
События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.
Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.
Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.
Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.
Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.
В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».
Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.
С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».
Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.
Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.
«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

Молитва Богородице «Троеручица» первая.
«О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва Богородице «Троеручица» вторая.
«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

Молитва Богородице «Троеручица» тяжелобольному на исцеление.
«О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».